Переход на белое мясо не помог снизить уровень холестерина

Уровень липопротеинов низкой плотности в крови при потреблении белого и красного мяса оказался примерно равным и существенно превысил показатели, наблюдаемые при преимущественно растительной диете. Американские ученые провели исследование, в ходе которого участники в течение четырех недель сидели на диетах с разными основными источниками белка. Замена красного мяса на белое, таким образом, может быть бесполезной для снижения уровня холестерина, причем вне зависимости от количества потребляемых в пищу насыщенных жиров, пишут ученые в The American Journal of Clinical Nutrition.

Наиболее опасными высокобелковыми продуктами считают красное и переработанное мясо: недавно, к примеру, ученые выяснили, что риск смерти от всех причин возрастает даже в том случае, если потребление такого мяса ограничено небольшими порциями — около 50 граммов в день. Среди прочего при его потреблении в крови повышается уровень липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) — основных переносчиков холестерина; это, в свою очередь, существенно повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Для профилактики последствий, вызванных высоким уровнем холестерина в крови, красное мясо советуют заменять на другие источники белка: на белок растительного происхождения или белое мясо птицы. При этом данных о том, как в действительности подобные диетические манипуляции влияют на уровень жиров в плазме крови, до сих пор было получено мало.

Ученые под руководством Натали Бержерон (Nathalie Bergeron) из Детской больницы Оклендского научно-исследовательского института провели исследование, в котором приняли участие 113 человек, разделенные на две группы. Во время исследованиях участникам необходимо было в течение четырех недель в качестве основного источника белка потреблять красное мясо, после чего от двух до семи недель они сидели на своей обычной диете. В течение последующих четырех недель, основным источником белка в пище участников должно быть белое мясо птицы. Наконец, после еще одного перерыва, в течение четырех недель участникам необходимо было сидеть на растительной диете. Единственное отличие между прописанными двум группам диетами было в количестве потребляемых в пищу насыщенных жиров: 7 и 14 процентов от общего количества соответственно.

Во время исследования участников также просили поддерживать стабильный вес и привычный уровень активности, а информацию о здоровье, поле, возрасте и расе использовали в качестве побочных переменных при анализе. Забор крови для анализа проводился до начала исследования и по окончании каждой из диет.

Ученые выяснили, что уровень ЛПНП и связанного с ним холестерина был одинаково высоким при потреблении как красного, так и белого мяса в сравнении с диетой, основанной на потреблении высокобелковых продуктов растительного происхождения (p < 0,0001) — причем вне зависимости от количества потребляемых в пищу насыщенных жиров. При этом вне зависимости от источника белка повышенное потребление насыщенных жиров также приводило к повышению уровня ЛПНП (p = 0,0003).

Ученые, таким образом, пришли к выводу, что замена красного мяса на белое — неэффективная стратегия снижения уровня холестерина в крови. При этом авторы отмечают, что одинаковый высокий уровень ЛПНП при потреблении красного и белого мяса в сравнении с растительной пищей наблюдался только при оценке частиц большого размера, но не маленького и среднего: по словам ученых, высокая концентрация крупных частиц ЛПНП по результатам популяционных исследований не несет большего риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Потребление жирного мяса также может повысить риск возникновения депрессии: к такому выводу в прошлом году пришли американские ученые.