Американские инженеры научили роботараканов VelociRoACH помогать друг другу переворачиваться после падения на спину, оснастив их защитным панцирем и научив врезаться друг в друга. Разработчики также экспериментально выяснили наилучшую форму панциря и угол столкновения, рассказывает IEEE Spectrum. Статья с описанием исследования была представлена на конференции ICRA 2019.
Инженеры из Калифорнийского университета в Беркли уже более десяти лет разрабатывают шестиногих роботов-тараканов, которые с 2013 года называются VelociRoACH. Каждая нога такого робота представляет собой полимерную полоску, которая вращается благодаря электродвигателю. Всего в роботе два электродвигателя — по одному на каждую сторону. Ранее инженеры уже решили проблему переворота робота со спины с помощью хвоста, но у настоящих тараканов его нет. Кроме того, такая конструкция делает робота конструктивно более сложным и дорогим, а также мешает ему при преодолении узких проемов.
В своей новой работе инженеры решили использовать для переворота не встроенный механизм, а второго робота. Они оснастили обоих роботов панцирями, сделанными из поликарбоната. Инженеры выбрали для панциря форму усеченной цилиндрической призмы вместо эллипсоидной формы, напоминающей панцири живых организмов и панцири, использованные в предыдущих версиях робота. Это связано с тем, что цилиндрический панцирь имеет один определенный центр вращения, тогда как у эллипсоидного их бесконечно много. Кроме того, при определенных углах столкновения, не равных 90 градусам, такая форма способствует тому, чтобы роботы расположились перпендикулярно друг другу.
Успешность переворота после того, как один робот врезался в бок другого, также зависит от того, под каким углом произошло столкновение. Эксперименты инженеров с различными углами показали, что при столкновении под прямым углом робот переворачивается в 87 процентах случаев. При столкновении под углом, отличающимся от прямого на 30 или 45 градусов, все попытки были успешными. При этом стоит отметить, что в этих экспериментах инженеры предпринимали пять попыток, а не 30. Столкновения под углом 60 градусов от нормали успешными были лишь две из пяти попыток.
Эти эксперименты были проведены на роботах, на панцире которых были закреплены прорезиненные ленты. В дополнительном эксперименте без лент роботу ни разу не удалось перевернуть напарника. Кроме того, безуспешными были и все попытки перевернуть роботаракана с эллипсоидным панцирем.
Ранее инженеры из Калифорнийского университета в Беркли показали другой способ взаимопомощи у роботараканов, благодаря которому они могут преодолевать препятствия, недоступные для преодоления в одиночку. Первый робот толкает второго и помогает ему забраться на препятствие, а затем второй выступает в роли крюка, который зацепляется за неровность и помогает первому забраться наверх с помощью лебедки.
Григорий Копиев
Управлять им может один человек
Инженеры из немецкого стартапа FORMIC Transportsysteme разработали полуавтоматическую систему для транспортировки тяжелых крупногабаритных грузов. Ее основной компонент — шестиколесные роботизированные платформы, каждая из которых способна перевозить на себе до 2,5 тонн груза. Несколько робоплатформ могут объединяться в единую группу с грузоподъемностью до 37,5 тонн, автоматически отслеживая и синхронизируя движения между собой, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Когда в ограниченном пространстве производственного цеха требуется переместить объект, который имеет большие габариты и массу (крупногабаритный станок или другое тяжелое промышленное оборудование), то в такелажных работах задействуют подкатные роликовые системы перемещения. Они представляют собой отдельные небольшие тележки на роликах с плоской опорой для груза сверху. Несколько тележек подкатываются под груз и каждая принимает часть общей массы на себя. Однако существенным минусом такого подхода остается необходимость вручную контролировать дальнейшее перемещение груза. Инженеры из стартапа FORMIC Transportsysteme, созданного на базе Технологического института Карлсруэ, разработали роботизированный вариант подкатных платформ, с помощью которых можно автоматизировать процесс перемещения массивных крупногабаритных грузов. Каждая платформа представляет собой отдельного самодвижущегося робота на шести колесах — по три с каждой стороны. Благодаря такой конструкции робоплатформа способна двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте, а также преодолевать небольшие неровности, встречающиеся на пути. https://www.youtube.com/watch?v=6JOdteRghJg Самостоятельно каждая платформа системы может перемещать на себе груз массой до 2,5 тонн и может поднимать грузы, расположенные на минимальной высоте от пола около 25 мм. Отдельные платформы способны объединяться в группу и действовать совместно как единое целое. В этом случае модули отслеживают и синхронизируют свое взаимное положение и перемещение с помощью встроенных видеокамер, а также обмениваясь радиосигналами. Управляет системой оператор с помощью пульта с джойстиками, на экране которого отображается текущее положение всех модулей, а также их взаимная ориентация относительно друг друга. К примеру, можно заставить платформы повернуть груз на месте вокруг вертикальной оси, проходящей через выбранную оператором точку. Для того чтобы выполнить эту команду, все составляющие группу модули автоматически разворачиваются на месте на нужные углы таким образом, чтобы их совместное движение в результате приводило к повороту установленного на них объекта вокруг заданной точки. Благодаря этому можно совершать точные маневры с грузом в ограниченном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=sKYYZj0_y0g На данный момент максимальное возможное число модулей в рое ограничено пятнадцатью из соображений безопасности управления ими, но в будущем количество может быть увеличено. Общая грузоподъемность пятнадцати робоплатформ составляет 37,5 тонн, однако, по словам разработчиков, для большинства работ будет достаточно трех, а управлять перемещением груза может один человек. Старт продаж системы должен начаться в этом году. А вот если груз упакован в контейнеры массой не более 25 килограмм, то не исключено, что работу с таким грузом в недалеком будущем можно будет доверить человекоподобному роботу Apollo, разрабатываемому американской компанией Apptronik. Несмотря на то, что Apollo позиционируется как робот общего назначения, на первое время его основной деятельностью должна стать работа с грузами на складах и в производственных помещениях.