В течение трех месяцев после премьеры первого сезона сериала «13 причин почему» — во время его наибольшей популярности — число самоубийств в США было на 13,3 процента выше средних показателей. Примечательно, что такой рост наблюдался только среди целевой аудитории сериала — детей и подростков от 10 до 19 лет — и был наиболее явным среди девушек. При этом, как пишут ученые в JAMA Psychiatry, говорить о наличии причинно-следственной связи все еще нельзя.
«13 причин почему» (13 Reasons Why) вышел в конце марта 2017 года, сериал рассказывает историю о старшекласснице, которая покончила с собой, оставив знакомым кассеты с описанием причин своего суицида. Сразу после выхода сериал подвергся критике за детальную сцену изображения самоубийства, что вызвало беспокойство родителей: во многом из-за этого стриминговая платформа Netflix к выходу второго сезона опубликовала несколько видеопредупреждений.
При этом данные научных исследования, посвященных вопросу связи между ростом числа самоубийств и периодом выхода сериала, оказываются противоречивыми. Самая последняя работа месячной давности говорит о том, что число самоубийств во время показа и продвижения первого сезона сериала в действительности возросло; при этом Netflix активно защищает свою позицию, ссылаясь на результаты другого исследования, которое посвящено уже второму сезону сериала.
Разумеется, для того, чтобы сделать выводы о том, что связь действительно есть (не только крепкая корреляция, но и причинно-следственная), результаты работ должны быть многократно воспроизведены несколькими независимыми друг от друга командами. В новой работе за изучение статистики самоубийств взялись ученые под руководством Томаса Нидеркротенталера (Thomas Niederkrotenthaler) из Венского медицинского университета. Они использовали данные о случаях самоубийств американцев из разных возрастных групп (от 10 до 19, от 20 до 29 и старше 30) в период с 1999 по 2017 год.
Перед началом анализа ученые определили временные рамки наибольшей популярности сериала по количеству упоминаний в социальных сетях Twitter и Instagram: наибольшее количество постов с упоминанием сериала наблюдалось в апреле 2017 года (сразу же после выхода первого сезона), после чего шло на спад к июню. Периодом с апреля по июнь 2017 года ученые и ограничились в своей работе.
При анализе исследователи учли известную динамику числа самоубийств (ее зависимости от времени года, экономической ситуации и других показателей). Оказалось, что в изученный период в действительности наблюдался рост числа самоубийств, при этом наиболее значительным (p < 0,001) он был только в группе людей от 10 до 19 лет и составил 13,3 процента. Примечательно, что наибольший рост числа самоубийств был среди девушек (на 21,74 процента).
Следует уточнить, что связь между ростом числа самоубийств и вторым сезоном сериала авторы исследования не рассматривали, так как наибольшее общественное беспокойство вызывал именно первый сезон. Несмотря на то, что ученым удалось обнаружить взаимосвязь между периодом наибольшей популярности сериала в социальных сетях и ростом числа самоубийств, о причинно-следственной связи говорить все еще нельзя: у исследователей нет информации о том, в действительности ли погибшие смотрели сериал или хотя бы слышали о нем. При этом рост числа самоубийств именно среди целевой аудитории и среди девушек все равно вызывает у авторов беспокойство, именно поэтому они настаивают на том, что популярная культура из-за своего повышенного влияния в социальных сетях должна аккуратнее обходиться с темой самоубийства.
В других работах, посвященных влиянию сериалов на зрителей, выводы могут быть и более точными. К примеру, проведенное в 2015 году исследование показало, что любители сериала «Закон и порядок» отличаются повышенным правосознанием в области сексуальных преступлений и насилия.
Елизавета Ивтушок