Европейский концерн Airbus приступил к испытаниям беспилотной модели с крылом, конструкция которого вдохновлена крылом альбатроса. Как пишет Flightglobal, крыло модели получило ограниченно подвижные законцовки. Конструкторы предполагают, что в перспективе такое решение позволит увеличить надежность крыла самолетов, снизить нагрузку на центроплан и его массу, а также уменьшить аэродинамическое сопротивление летательного аппарата.
Альбатросы имеют самый большой размах крыльев среди всех остальных видов птиц. Крылья альбатросов — длинные и узкие и имеют дугообразную форму. Благодаря, в том числе и крыльям, аэродинамическое качества альбатросов составляет в среднем 1:22, то есть при планировании птица способна пролететь 22 метра потеряв всего 1 метр высоты. Альбатросы могут использовать плечевые сухожилия, которые при натяжении жестко фиксируют крылья, позволяя не тратить мышечные усилия на удержание крыла.
При зафиксированных крыльях их части, расположенные ближе к кончикам, могут быстро «разблокироваться» и отклоняться вверх или вниз при порывах ветрах или изменении нагрузки на крыло в вираже. Благодаря такому свойству у альбатросов снижается нагрузка на крыло и повышается устойчивость полета.
Беспилотная модель с «альбатросовым» крылом, испытания которой проводит Airbus, выполнена в виде пассажирского самолета A321. Модель получила название AlbatrossOne. Ее крыло выполнено с применением углеволокна, стекловолокна и фанеры. В корневой части крыло модели жестко зафиксировано, однако по 25 процентов внешних частей правой и левой консолей крыла имеют ограниченную подвижность — в полете они под действие воздушных потоков могут отклоняться на некоторую величину.
К настоящему времени разработчики провели испытания беспилотной модели AlbatrossOne в двух конфигурациях: с полностью жестко зафиксированным крылом и с крылом, у которого подвижные законцовки были разблокированы. Теперь разработчики намерены провести дополнительные летные испытания, во время которых подвижная часть крыла будет разблокироваться в полете. Благодаря испытаниям Airbus намерен собрать данные о влиянии ограниченно подвижного крыла на самолет, его аэродинамические характеристики и устойчивость полета.
Собранные по итогам испытаний данные могут быть использованы при разработке «альбатросового» крыла для полноразмерного самолета-демонстратора. В компании отмечают, что пройдет несколько лет, прежде чем станет возможной сборка такого демонстратора.
Изучением частично подвижного крыла в настоящее время занимается NASA. В 2018 году агентство испытало модель самолета, законцовки которого можно опускать или поднимать в полете. Считается, что это позволит увеличить подъемную силу крыла и управляемость самолетом при малой скорости полета.
Василий Сычёв
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.