Немецкая компания Lilium провела успешные беспилотные испытания пятиместного электрического аэротакси, выполненного по схеме конвертоплана. К 2025 году планируется запустить в нескольких городах сервис такси, использующий такие аппараты, сообщается на сайте компании.
Многие стартапы и крупные авиационные компании занимаются разработкой аэротакси, способных быстро перевозить нескольких пассажиров в городе или за его пределами на относительно небольшие расстояния порядка десятков километров. Подобные проекты уже представили многие компании и в них используются разные конструкции и источники энергии. Некоторые разработчики аэротакси предлагают использовать простую схему мультикоптера с фиксированными роторами, другие же считают оптимальной схему конвертоплана с поворотными винтами или гибрида, совмещающего отдельные винты для взлета и посадки, а также толкающий или тянущий винт для горизонтального полета. Также различаются и подходы к силовой установке — часть компаний используют двигатели внутреннего сгорания, а другие выбирают электромоторы и аккумуляторы.
Аэротакси, разрабатываемое немецкой компанией Lilium использует полностью электрическую схему. Аппарат выполнен по схеме конвертоплана с двумя статичными крыльями и поворотными электрическими вентиляторами на них. Всего в аэротакси установлено 36 вентиляторов, из которых 12 расположены на переднем крыле, а 24 на заднем. Схема с поворотными вентиляторами позволяет аппарату использовать вертикальный взлет и посадку, а также обеспечивает эффективный горизонтальный полет после перевода вентиляторов в продольное положение.
Разработчики отмечают, что в крейсерском режиме полета вентиляторы будут использовать 10 процентов от максимальной мощности. Компания заявляет, что аппарат сможет летать на расстояние до 300 километров и двигаться на скорости до 300 километров в час. Он будет иметь кабину, рассчитанную на четырех пассажиров и одного пилота.
Первый полет аппарата прошел 4 мая недалеко от Мюнхена. Во время испытаний аппарат поднялся в воздух без людей на борту. Компания отмечает, что первый полет был признан успешным и инженеры приступили к полноценной программе испытаний.
Стоит отметить, что новый аппарат — не первое аэротакси, созданное Lilium. В 2017 году компания показала полет двухместного аппарата, выполненного по другой схеме. В нем также используется заднее крыло с поворотными вентиляторами, но спереди располагаются два блока с вентиляторами, которые после взлета втягиваются в корпус для уменьшения лобового сопротивления.
Помимо Lilium свои аэротакси уже испытали несколько других компаний, в том числе и лидеры авиационной отрасли, такие как Airbus и Boeing, причем Airbus разрабатывает сразу два аппарата. Аэротакси Vahana выполнено по схеме конвертоплана с передним и задним поворачивающимися крыльями, оно совершило первый полет в начале 2018 года. А другой аппарат под названием CityAirbus выполнен по схеме квадрокоптера и совершил первый полет в начале мая 2019 года. Boeing выбрал для своего аэротакси NeXt схему с восемью статичными горизонтальными винтами и одним толкающим винтом в задней части. Прототип этого аппарата впервые поднялся в воздух в начале 2019 года.
Григорий Копиев
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.