Команда астрономов из Гарварда попыталась воспроизвести работу своих коллег, обнаруживших первую потенциальную экзолуну, и им это не удалось, причем никто из ученых не может понять, с чем связана разница в результатах и существует ли на самом деле эта экзолуна. Препринт статьи опубликован на сайте arXiv.org.
Объект-кандидат в первые экзолуны ученые обнаружили летом 2017 года у планеты Kepler-1625 b, примерно в четырех тысячах световых лет от Земли. Сигнал спутника был зарегистрирован во время трех транзитов Kepler-1625 b по диску материнской звезды — это небольшая статистика, и поэтому астрономы не могли однозначно сказать, является ли этот объект первой известной человечеству экзолуной. Более того, как рассказывает издание New Scientist, повторный анализ данных «Кеплера» заставил усомниться в первоначальных выводах.
Чтобы получить больше данных, ученые решили пронаблюдать систему Kepler-1625 с помощью космического телескопа «Хаббл». Данные «Хаббла», обработанные первооткрывателями экзолуны Дэвидом Киппингом (David Kipping) и Алексом Тичи (Alex Teachey) из Колумбийского университета, свидетельствовали о том, что у Kepler-1625 b действительно есть спутник размером с Нептун. Однако теперь Лора Крейдберг (Laura Kreidberg) из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра и ее коллеги заново обработали исходные данные космического телескопа и не смогли подтвердить существование экзолуны.
«Я сделала все, что могла, чтобы точно воспроизвести все шаги исходных авторов, и обнаружила, что не могу воспроизвести их результат», — сказала Крейдберг New Scientist. Ей и ее группе не удалось обнаружить сигнал спутника при транзите планеты по диску звезды — скорее всего, это был артефакт обработки данных, заключают ученые в статье.
Издание отмечает, что обе команды перепроверили работы друг друга и не смогли найти ни ошибок, ни просто различий в последовательности действий, которые могли бы привести к разным результатам. При этом заявка Киппинга и Тичи на дополнительное время «Хаббла» для наблюдений Kepler-1625 в мае этого года была отклонена, так что ученые не верят, что им удастся окончательно подтвердить или опровергнуть существование этой экзолуны.
О потенциальной экзолуне и других научных итогах девятилетней работы телескопа «Кеплер» читайте в нашем материале «Наследие «Звездного вестника».
Ольга Добровидова
Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси
Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.