Американская компания Iris Automation разработала систему автоматического уклонения от столкновения в воздухе Casia для беспилотных летательных аппаратов. Как сообщает Avionics International, несмотря на то, что продажи системы уже стартовали, разработчики пока еще не сертифицировали ее для полетов на дронах за пределами прямой видимости оператора.
Сегодня несколько компаний во всем мире занимаются разработкой систем автоматического уклонения от столкновения в воздухе для дронов. Считается, что такие системы позволят беспилотникам безопасно выполнять полеты в общем с пилотируемой авиацией воздушном пространстве.
Одни разработчики предлагают создавать различного рода диспетчерские системы, контролирующие совместные полеты пилотируемых и беспилотных аппаратов. Другие сосредоточились на создании автономных систем для беспилотников на основе радиолокационных станций. Ни одна из систем серийно пока не выпускается.
Кроме того, разрабатываемые системы автоматического уклонения от столкновения в воздухе в подавляющем большинстве случаев имеют относительно большие массу и размеры и подходят для установки лишь на большие беспилотники.
Разработчики из Iris Automation утверждают, что их система относительно легка и компактна и может быть установлена почти на любой тип беспилотников, включая и аппараты любительского класса. При это система является универсальной и может работать как на мультикоптерах и беспилотных вертолетах, так и на беспилотниках самолетного типа.
Casia состоит из вычислительного блока, подключаемого к бортовой системе автопилота дрона, и камеры высокой четкости. Вычислительный блок работает на базе алгоритма, разработанного с помощью технологий машинного обучения и способно по видеоизображению в режиме реального времени определять воздушные объекты и классифицировать их.
Алгоритм также может по изображению с достаточно высокой четкостью определить направление полета объекта, расстояние до него и возможное пересечение траекторий. В случае, если алгоритм определит, что траектория полета дрона пересекается с траекторией полета самолета, он отдаст приказ на изменение курса.
Ранее стало известно, что Центр беспилотных авиационных систем Огайо совместно с Исследовательской лабораторией ВВС США планируют провести испытания наземной диспетчерской системы для дронов SkyVision. Испытания будут проводиться в Муниципальном аэропорту Спрингфилд-Бекли в Огайо.
Василий Сычёв
Это помогло увеличить время полета
Инженеры из компании Elythor разработали квадрокоптер-конвертоплан, оснащенный четырьмя поворачиваемыми крыльями. Они могут независимо друг от друга складываться вдоль корпуса или отклоняться на 90 градусов, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника дрона отслеживает положение корпуса, а также скорость и направление ветра, в реальном времени подстраивая положения крыльев под эти условия. Благодаря этому удается повысить стабильность полета и снизить энергопотребление. Описание квадрокоптера приведено в диссертации разработчика. Инженеры давно разрабатывают дроны с гибридной конструкцией, которые совмещают преимущества мультикоптеров, способных вертикально взлетать и садиться, с возможностью полета на дальние дистанции, которой обладают дроны самолетного типа. Обычно у гибридов есть крылья и поворотные винты, которые разворачиваются в нужном направлении в зависимости от режима полета. В другом варианте используется две группы винтов, одна из которых работает только в режиме висения Несмотря на универсальность гибридных дронов, они имеют и недостатки. Из-за больших габаритов в мультикоптерном режиме у них низкая маневренность и высокая парусность по сравнению с дронами без крыльев. Поэтому их сложно использовать в ограниченном пространстве, а вне помещений в режиме висения гибриды тратят больше энергии на борьбу с ветром, что снижает продолжительность полета. Выход из этой ситуации предложили инженеры из стартапа Elythor, созданного сотрудниками Федеральной политехнической школы Лозанны. Они разработали квадрокоптер Morpho, со складными крыльями, которые автоматически адаптируются к ветру и режиму полета. Всего у дрона массой 3,8 килограмма четыре подвижных крыла, по два с каждой стороны фюзеляжа. Сервомоторы могут независимо отклонять каждое из крыльев на 90 градусов. Четыре винта дрона расположены как и у обычного квадрокоптера на концах крестообразной рамы и вращаются 500-ваттными электромоторами. Заряда аккумуляторов прототипа хватает на 17 минут полета. Садится дрон на хвост, а в качестве опор могут использоваться отклоненные назад крылья. В полностью сложенном состоянии крылья расположены вдоль фюзеляжа дрона. При переходе к горизонтальному полету они поворачиваются перпендикулярно корпусу, превращая дрон в биплан. Бортовая электроника отслеживает положение дрона в пространстве, определяет направление и скорость ветра, воздействующего на корпус, и исходя из этого подстраивает углы отклонения крыльев. Так, например, в режиме висения, когда требуется сохранять стабильность полета, крылья остаются сложенными вдоль корпуса, чтобы снизить парусность дрона. Однако, если необходимо совершить поворот вокруг вертикальной оси алгоритм с помощью сервомоторов отклоняет то или иное крыло в нужный момент, используя их в качестве парусов. Таким образом ветер помогает дрону совершать необходимые маневры, снижая нагрузку на моторы. По словам разработчиков, благодаря этому при сильном ветре расход энергии во время вертикального полета можно снизить до 85 процентов. Разработчики предполагают, что основным применением Morpho станет инспекция расположенных на больших площадях инженерных сооружений, например, электростанций и высоковольтных линий электропередач. После вертикального взлета дрон будет подлетать к нужным объектам, проводить их обследование с помощью камер, а затем перелетать к следующей цели, используя горизонтальный полет, если она располагается достаточно далеко. https://www.youtube.com/watch?v=tOUkn7YmYV4 Для дронов, которые планируется использовать в тесных помещениях, на первый план выходит безопасность полета. Инженеры из компании Cleo Robotics создали дрон, несущие винты которого находятся внутри пончикообраного корпуса. Благодаря этому они надежно защищены от столкновений с окружающими предметами.