Бортовые компьютеры штурмовиков A-10 защитят от вибраций

A-10C Thunderbolt II

U.S. Air Force

Командование ВВС США в ближайшее время закажет разработку нового бортового компьютера для штурмовых самолетов A-10C Thunderbolt II. Как пишет Jane’s, новые модули центрального вычислителя будут устанавливаться на штурмовики с середины 2025 годов. Согласно требованиям военных, в первую очередь новые компьютеры должны быть защищены от вибраций.

Штурмовики A-10 известны также как самолеты, построенные вокруг пушки. В носовой части Thunderbolt II установлена семиствольная авиационная пушка GAU-8/A Avenger с вращающимся блоком стволов и боезапасом на 1350 выстрелов.

Из-за того, что при разработке самолета у конструкторов стояла задача создать небольшой, но функциональный летательный аппарат, бортовые системы в нем установлены крайне компактно, причем некоторые места их установки выбраны неудачно. В частности, бортовой компьютер — CICU — расположен на штурмовике вплотную к пушке. При этом вычислитель расположен в не вентилируемом компактном корпусе.

При обстреле целей вибрации и жар от авиапушки GAU-8/A передаются на бортовой компьютер A-10, что в некоторых случаях может приводить к сбою в его работе. Этот вычислитель на самолете отвечает за обработку данных со всех подсистем, обеспечение связи и вывод информации на дисплеи в кабине пилота.

Новый бортовой компьютер CICU должен быть устойчив к вибрациям и высоким температурам. Кроме того, вычислительная мощность центрального модуля должна стать выше, чем у современного. Программное обеспечение CICU должно быть создано с расчетом на возможную модернизацию самолета и расширение его номенклатуры вооружений.

Штурмовой самолет A-10 совершил первый полет в 1972 году, а в 1977-м был принят на вооружение. Он серийно выпускался компанией Fairchild-Republic (сегодня не существует; активы компании выкупило американское подразделение израильской Elbit Systems в 2010 году у M7 Aerospace) с 1975-го по 1984 год. В общей сложности в США были собраны 715 A-10; ВВС сегодня располагают 283 самолетами такого типа.

С 2007 года все штурмовики прошли модернизацию с версии A-10A до версии A-10C, получив новые системы. Помимо авиационной пушки Thunderbolt II оснащен 11 точками подвески — три под фюзеляжем и по четыре под консолями крыла — для авиационных ракет и бомб разных типов. При длине 16,3 метра и размахе крыла 17,5 метра A-10 имеет максимальную взлетную массу 21,1 тонны.

Самолет оснащен двумя реактивными двухконтурными турбовентиляторными двигателями TF34, расположенными в хвостовой части выше плоскости крыла. Такое расположение обеспечивает дополнительную защиту двигателей от огня с земли. Силовые установки позволяют A-10 развивать скорость до 722 километров в час. Боевой радиус штурмовика составляет 484 километра.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.