Гравитационные антенны в США и Италии уловили новый сигнал, который, согласно первичной обработке, возник в результате слияния двух нейтронных звезд. Гравитационную волну поймали европейская установка Virgo и одна из пары американских установок LIGO, в то время как другая была выключена. Параметры события определены с достаточно низкой точностью: площадь локализации с 90-процентной вероятностью составляет почти четверть небесной сферы. На данный момент сопутствующего электромагнитного излучения не зафиксировано. Информация доступна в базе данных гравитационных событий-кандидатов.
Гравитационные волны — это предсказываемые общей теорией относительности Альберта Эйнштейна колебания пространства-времени, которые порождаются при неравномерном движении крупных масс с большой скоростью. Наиболее подходящим природным источником таких возмущений являются тесные двойные системы компактных объектов (черные дыры или нейтронные звезды).
На данный момент поймать гравитационные волны удалось 13 раз, причем 12 из них были слияниями пар черных дыр и лишь одно событие было порождено нейтронными звездами. Также есть несколько событий-кандидатов с небольшой статистической значимостью, но они не считаются полноценными регистрациями. Наблюдения слияний нейтронных звезд исключительно важны, так как в таком случае ожидается заметный электромагнитный сигнал в различных диапазонах, что не только служит независимым подтверждением, но и позволяет получить больше информации.
Сегодня на всей Земле работают три антенны с достаточной чувствительностью для регистрации гравитационных волн от астрофизических событий — установка Virgo в Италии и пара LIGO в США. Недавно закончился 19-месячный этап их улучшения, а с апреля начался новый наблюдательный сезон, в течение которого должна также заработать японская антенна KAGRA. Предварительные оценки показывали, что после внесенных изменений при благоприятных условиях регистрации должны происходить с темпом около одного события в неделю.
На данный момент в базе данных с начала апреля появилось пять записей: первое срабатывание было ложным, два раза удалось детектировать слияния черных дыр, еще одно событие с высокой вероятностью является шумом от земных процессов и новый сигнал, который был зарегистрирован в 11:18 25 апреля по московскому времени.
Амплитуда последней волны достаточно мала, поэтому она не прошла по пороговому значению отношения сигнала к шуму на установке Virgo. Так как в это время одна из антенн LIGO в Хэнфорде была выключена, то автоматическая система посчитала событие зафиксированным лишь на одном инструменте — второй антенне LIGO в Ливингстоне. Из-за этого не произошло автоматической рассылки информации о событии, поэтому многие телескопы начинают искать сопутствующий сигнал лишь сейчас, спустя несколько часов.
Вместе с тем, дополнительный анализ показал, что полученные Virgo данные согласуются с данными установки в Ливингстоне, что объясняется меньшей чувствительностью европейской антенны. Обработка данных указывает, что данное событие было порождено слиянием нейтронных звезд, при котором часть вещества выбрасывается в окружающее пространство, что должно производить вспышку электромагнитного излучения.
В связи с наблюдением лишь на двух антеннах точность определения параметров события невелика: с вероятностью в 90 процентов волна пришла из области площадью 10183 квадратных градуса, что составляет почти четверть площади небесной сферы (41253 квадратных градуса). Оценочное расстояние до события составляет 155±45 мегапарсек.
На данный момент несколько телескопов, в том числе работающая в гамма-диапазоне обсерватория HAWK, российская система автоматических телескопов MASTER и космический гамма-телескоп INTEGRAL, опубликовали результаты первичного поиска сопутствующего сигнала. Подходящих вспышек найдено не было. В ближайшем будущем ожидаются результаты с других инструментов.
Подробнее про регистрацию гравитационных волн можно прочитать в материалах «На гребне метрического тензора», «Точилка для квантового карандаша» и «Тоньше протона».
Но не все из них станут потом планетами
Астрономы при помощи телескопов VLT и ALMA впервые увидели результаты действия механизма гравитационной нестабильности в планетарных масштабах. Они обнаружили крупные сгустки вещества, могущие быть зародышами планет, в газопылевой оболочке вокруг молодой звезды V960 Mon. Статья опубликована в The Astrophysical Journal Letters. Модель аккреции газа из протопланетного диска на твердое ядро, рождающееся за счет слипания пылевых частиц и планетезималей, считается основной для объяснения формирования газовых гигантов. Однако для экзогигантов и коричневых карликов, находящихся на больших расстояниях от родительских звезд, такая модель подходит хуже, так как время жизни газового диска будет меньше, чем время, необходимое для набора массы объектом. В этом случае модель формирования крупного тела за счет гравитационной нестабильности во внешней части протопланетного диска считается более подходящей, причем лежащие в ее основе физические механизмы могут объяснять и вспышки аккреции вещества на молодые звездные объекты, например фуоры. Группа астрономов во главе с Филиппом Вебером (Philipp Weber) из Университета Сантьяго в Чили опубликовала результаты анализа наблюдений за молодой звездой V960 Mon, проведенных при помощи приемника SPHERE, установленных на комплексе телескопов VLT, в 2016 году. Ученые также использовали архивные данные наблюдений за звездой наземной системы радиотелескопов ALMA. V960 Mon находится на расстоянии около пяти тысяч световых лет от Солнца в созвездии Единорога и относится к фуорам. Она находится в фазе вспышки аккреции с 2014 года и окружена газопылевой оболочкой с массой около 0,6 массы Солнца. Ученые обнаружили вокруг звезды S-образную структуру, у которой обе части состоят из как минимум двух смежных спиральных рукавов. Их протяженность составляет несколько тысяч астрономических единиц. Вблизи звезды наблюдается яркий компаньон, а в спиральных рукавах заметны сгустки вещества, которые при температуре в 50 кельвин могут содержать от 3 до 10 масс Земли в твердой фазе и около 1-3 масс Юпитера в виде газа. Обнаружение сгустков планетарной массы означает, что спиральные рукава фрагментируются за счет гравитационной нестабильности, а сами сгустки могут быть зародышами планет. Однако в дальнейшем часть из них может распасться, упасть на звезду или быть выброшенными прочь из системы, породив планеты-изгои. Ранее мы рассказывали о том, как спиральные рукава указали на гигантскую протопланету.