Микроморфология и анализ биомаркеров помогли изучить мобильность неандертальцев

Микроморфология и анализ липидных биомаркеров на палеолитической стоянке позволили археологам проследить за мобильностью неандертальцев и периодичностью их появления на одном месте. Как сообщается в PLoS ONE, ученые обнаружили, что древние люди, жившие около 52 тысяч лет назад, появлялись на одной из палеолитических стоянок на юге Испании как минимум четырежды, и жили здесь зимой и в весенне-летний период, но не осенью.

Чтобы исследовать мобильность неандертальцев и определить, сколько времени они жили на одном месте, археологи изучают происхождение найденных на стоянках каменных орудий (если использованы местные камни, то, скорее всего, люди оставались на стоянке надолго), кости животных (если на них есть следы от зубов хищников, предпочитавших свежее мясо, то, вероятно, люди не оставались надолго и быстро покинули стоянку после охоты), а также остатки кострищ (толстый слой пепла указывает на то, что люди неоднократно посещали стоянку или находились на ней долгое время). Такой подход, однако, не позволяет определить периодичность возвращений на одну и ту же стоянку и выделить единичные посещения одного места.

Испанские археологи под руководством Люсии Лейерер (Lucia Leierer) предположили, что определить «расписание» возвращения неандертальцев в одно и то же место поможет изучение и микроанализ содержимого костровищ, которые оставались на палеолитических стоянках. Для исследования ученые выбрали стоянки эпохи среднего палеолита в местечке Эль Соль на юге страны. Неандертальцы периодически жили здесь 45,2–60,7 тысячи лет назад и на стоянках сохранилось 90 кострищ. Авторы статьи изучили 11 из них, оставшихся в слое возрастом около 52 тысяч лет.

Ученые провели микроморфологический анализ образцов из разных кострищ, посмотрели на наличие органических остатков в целом, проанализировали состав липидных биомаркеров и специфичные для того или иного органического соединения соотношения изотопов углерода (δ13C), с помощью которых можно узнать, какие растения (например, цветковые или голосеменные) и их части (например, листья или кора) находились в кострищах или около них.

Ученые обнаружили на стоянке следы как минимум четырехкратного присутствия людей. Они нашли редкие осколки кремня и угли от сожженной хвойной древесины. Так как хвойные деревья в этом месте не росли (во всяком случае в отложениях остатков хвойных растений и смолы не было), ученые сделали вывод, что хвойную древесину принесли с собой люди.

Неандертальцы по-видимому, посещали стоянку не часто. На ней успевало скопиться большое количество растительных остатков и помет травоядных животных. Остатки сгнивших, но не сгоревших листьев натолкнули исследователей на мысль, что неандертальцы, по-видимому, останавливались здесь зимой и в весенне-летний период, но не осенью.

Ранее антропологи предположили, что неандертальцы могли пользоваться огнивом, чтобы добыть огонь. А огнивом им могли служить кремневые инструменты для разделки мяса, на которых остались характерные отметки.

Биоархеологи выяснили рацион людей из скифской «Долины царей»