Нидерландские инженеры разработали электрический велосипед, оснащенный системой стабилизации во время езды. Она способна определять, что велосипед переходит в нестабильное положение, после чего меняет угол поворота руля таким образом, чтобы предотвратить падение, сообщается на сайте Делфтского технического университета.
Управление велосипедом, как и любым другим двухколесным транспортом, является достаточно сложной задачей, потому что в вертикальном положении он никогда не находится в равновесии. Для поддержания вертикального положения во время езды мы постоянно отслеживаем ситуацию визуально, а также с помощью вестибулярного аппарата. Однако у неопытных велосипедистов или пожилых людей эти навыки могут быть не так сильно развиты, из-за чего они могут не справиться с управлением и упасть.
Инженеры из Делфтского технического университета и компании Gazelle представили прототип электровелосипеда, который защищает от подобных случаев с помощью электромеханической системы стабилизации. Главный компонент системы находится в рулевом стакане велосипеда, который имеет гораздо больший диаметр, чем на обычных велосипедах. Внутри стакана располагается рулевая колонка и электромотор, который может управлять углом поворота велосипедной вилки с колесом. Кроме того, на раме закреплен корпус блока управления, в котором располагаются датчики и плата управления.
Система стабилизации работает на скорости от четырех километров в час и следит за параметрами движения велосипеда. В случае, если алгоритм определяет критический уровень наклона для данной скорости, он дает команду мотору, который поворачивает переднее колесо. Разработчики не раскрывают, будет ли прототип использован для создания серийного велосипеда, а также то, как именно работает алгоритм. По-видимому, он отслеживает угол наклона рамы, ускорение, скорость, а также следит за углом поворота руля и учитывает эти данные при прогнозировании падения.
Ранее инженеры автоматизировали поддержание баланса на другом двухколесном транспорте — мотоциклах. Honda в 2017 году представила мотоцикл с системой, которая включается на малых скоростях и не дает аппарату упасть, даже если он стоит на месте, благодаря изменению поворота и наклона рулевой колонки. А в 2018 году BMW показала прототип полноценного беспилотного мотоцикла, способного разгоняться, маневрировать и тормозить.
Григорий Копиев
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.