Американские ученые показали, что читаемость шрифта Брайля зависит от того, насколько высокие используются точки. Попросив 12 незрячих людей прочитать несколько текстов, они выяснили, что при использовании минимальной высоты точек (около 0,04 миллиметра) участники чаще возвращались к уже прочитанным словам, а их скорость чтения снижалась. При использовании точек высотой больше 0,18 миллиметра такого, как сообщается в статье, опубликованной в PLoS ONE, не происходило.
При чтении глаза двигаются по направлению написания текста: слева направо для языков, например, с латинским алфавитом, и справа налево для текстов, написанных на иврите или арабской вязью. При этом некоторые факторы могут заставить глаз двигаться и в обратную сторону. Эти факторы могут быть как внутренними (например, снижение внимания, которое сказывается на понимании прочитанного), так и внешними: скажем, текст может быть написан плохо читаемым шрифтом. Именно внешние факторы — это преграда для получения и дальнейшей обработки информации органами чувств.
Разумеется, похожая ситуация возникает и при прочтении текстов, написанных тактильными шрифтами — например, шрифтом Брайля, при чтении которого вместо зрения используется осязание. Ученые под руководством Дейзи Лей (Daisy Lei) из Университета штата Пенсильвания решили проверить, как на скорость и качество чтения текстов, написанных шрифтом Брайля, повлияет высота используемых точек. Для этого они пригласили на эксперимент 12 слабовидящих людей, каждый из которых хорошо владеет тактильным чтением.
Участников попросили прочитать несколько текстов, написанных Брайлем с высокими (0,38 миллиметра), средними (0,18 миллиметра) и низкими (0,04 миллиметра) точками. Движения их пальцев по тексту записывали с помощью электромагнитных сенсоров, прикрепленных на средний и указательный пальцы. Записанные движения разделили на три категории: вперед по тексту, назад по тексту и движение, означавшее перенос строки.
Низкая высота точек привела к тому, что скорость чтения участников значительно снизилась по сравнению с чтением Брайля с высокими и средними точками. Кроме того, бóльшая часть повторений (то есть движений по тексту в обратную сторону для перепрочтения) происходила именно тогда, когда высота точек была самой низкой. Уменьшенная высота точек, в свою очередь, приводила к тому, что участники чаще перечитывали слова.
Исследователи, таким образом, показали, что физические параметры шрифта Брайля сказываются на скорости сенсорного анализа поступающей информации и, как следствие, на поведенческих аспектах прочтения текста. Интересно также и то, что рассмотренные параметры влияют на процесс чтения точно так же, как, к примеру, резкость изображения текста (другими словами, его читаемость) влияют на то, как читают текст зрячие.
Полученные данные также могут быть важны при использовании шрифта Брайля для нанесения знаков и объявлений в общественных местах. Также для этого в прошлом году японский дизайнер создал специальный шрифт, который объединяет в себе знаки японской письменности, латинские буквы и цифры с соответствующими им точками Брайля.
Елизавета Ивтушок
Как лингвисты доказывали, что жестовые языки — это языки
В 1880 году международный конгресс педагогов договорился не учить глухих и слабослышащих детей жестовым языкам. В начале XX века лингвисты даже не рассматривали жестовую коммуникацию как язык. Век спустя вопрос о равноценности жестовых языков звуковым уже не стоит, а в Новой Зеландии один из трех государственных языков — жестовый. Чтобы добиться такого признания, лингвистам пришлось доказывать, что жестовые языки — это нечто большее, чем просто способ изображать руками слова звукового языка.