Количество пластика, застревающего в инструменте Continuous Plankton Recorder (CPR), который морские биологи используют для анализа состава планктона, растет с 1950-х годов, а с 2000 года выросло на порядок по сравнению с предыдущим десятилетием. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Communications.
Британская программа Continuous Plankton Recorder (CPR) — одна из самых долгоживущих программ морских исследований в мире, стартовавшая в 1931 году (методы взятия проб и их анализа не меняются с 1948 года, что дает непрерывный ряд данных о планктоне на протяжении 70 лет). Сам CPR — инструмент для взятия проб планктона, который суда проводят на глубине около 7-10 метров. С 1957 года CPR прошел в северной Атлантике и близлежащих морях более 6,5 миллиона морских миль (12 миллионов километров).
Помимо интересующего ученых планктона, в инструмент постоянно попадает мусор в виде брошенных сетей и снастей, пластиковых фрагментов и так далее. Информация о таком загрязнении также фиксируется, поэтому у ученых есть уникальный ряд данных о пластиковом загрязнении северной Атлантики с 1957 по 2016 год.
Клэр Остл (Clare Ostle) из британской Морской биологической ассоциации и ее коллеги проанализировали эти данные, чтобы понять, как менялся уровень пластикового загрязнения океана в прошлом и нынешнем столетиях. Предыдущие исследования автора из этой же группы показывали, что количество микропластиковых частиц размером менее пяти миллиметров существенно увеличилось с 1960-1970 годов по 1980-1990, но в дальнейшем значимого тренда показать не удалось.
Теперь группа Остл изучила данные о крупных фрагментах пластика (к статье прилагается полный перечень таких фрагментов, повредивших CPR, с 1957 года). Им, в частности, удалось показать, что количество мусора естественного происхождения, вроде водорослей или дерева, за исследуемый период существенно не менялось, тогда как крупного пластика стало больше. В нынешнем десятилетии количество пластика, судя по всему, изменится незначительно по сравнению с предыдущим, с чем это может быть связано, ученые не предполагают.
Чаще всего в CPR попадают рыболовные снасти (55 процентов), а первый пластиковый пакет был зарегистрирован в 1965 году (всего за это время обнаружилось 15 целых пакетов). Больше всего макропластика приходится на южную часть Северного моря.
По словам авторов, это первое исследование, в котором удалось показать значимый рост количества пластика в открытой воде с 1990-х годов (о том, что количество пластика росло до этого, уже было известно). Этот рост согласуется с экспоненциальным ростом производства пластика в мире: сейчас человечество производит около 400 миллионов тонн пластика в год, на переработку при этом уходит не более 20 процентов — весь остальной пластик попадает в окружающую среду. Хотя ученые не занимались микропластиком, они считают, что так как он появляется из-за разрушения более крупных фрагментов, его количество также продолжает расти.
Микропластик переносит не только воды, но и ветер: французские исследователи нашли частицы микропластика, фрагменты пластиковой пленки и волокна в пробах осадков, взятых в малонаселенной французской части Пиренейского хребта.
Ольга Добровидова
То же самое вскоре ученые предрекли городам в тропиках
Потепление усугубляет сокращение биоразнообразия, вызванное урбанизацией. К таким выводам пришли ученые, изучив разнообразие млекопитающих в 20 городах США и Канады. Они отметили, что это может быть маркером нового кризиса биоразнообразия в тропиках, где в условиях жаркого климата сейчас происходит рост урбанизации. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution. Города — непростые объекты для исследования биоразнообразия. Среда обитания в пределах любой урбанизированной территории изменчива и неоднородна из-за сложного ландшафта, характера застройки и особенностей городского климата, таких как например наличие городского острова тепла. Среди животных в городах лучше всего изучено разнообразие птиц (благодаря удобству наблюдений за ними), а хуже всего — разнообразие млекопитающих, потому что в условиях города они, как правило, ведут скрытный образ жизни. Ученые под руководством Джеффри Хайта (Jeffrey Haight) из Аризонского университета оценили разнообразие и численность млекопитающих, обитающих на урбанизированных территориях Северной Америки. Для этого они использовали снимки с 725 фотоловушек, установленных в 20 городах США и Канады и проработавших там от 336 до 2531 дня. Всего удалось зафиксировать присутствие 37 видов млекопитающих, среди которых были черные медведи, бурундуки, скунсы, горные бобры, пумы и белохвостые олени. Авторы исследования пришли к выводу, что потепление, угнетение растительного покрова и запечатывание поверхности лишают млекопитающих подходящей им среды обитания. Вопреки сложившемуся представлению о том, что для более теплых регионов характерно более высокое биоразнообразие, в жарких городах континента разнообразие оказалось ниже. Показатели, характеризующие биоразнообразие (общее количество видов, индекс Шеннона и прочие), также оказались отрицательно связаны со скудной растительности и урбанизированностью — средним процентом непроницаемой (то есть асфальтированной) поверхности на участках. Сильнее всего влияние этих факторов затрагивало крупных млекопитающих. Авторы отметили, что сейчас в мире урбанизация растет преимущественно в низких широтах в условиях теплого климата, и судя по результатам исследования это может означать новый виток кризиса биоразнообразия в тропических регионах. Ранее зоологи обнаружили, что из-за глобального потепления живородящие ящерицы начали стареть еще до рождения: тепловой стресс укорачивает теломеры у их самок, что снижает выживаемость и в конечном итоге приводит к вымиранию целых популяций.