Аномальные скопления тау-белка нашли в мозгу живых игроков в американский футбол

Позитронно-эмиссионная томография мозга 26 бывших игроков в американский футбол с симптомами нейродегенерации показала скопления тау-белка в областях мозга, ассоциированных с хронической травматической энцефалопатией — у мужчин из контрольной группы без травм головы таких скоплений не нашли. Это небольшой, но важный шаг к прижизненной диагностике профессионального заболевания игроков в травматичные виды спорта, которое обычно выявляют посмертно. Статья об исследовании опубликована в журнале New England Journal of Medicine.

Хроническая травматическая энцефалопатия, которую изначально называли «деменцией боксеров», dementia pugilistica, — вызываемое частыми травмами головы нейродегенеративное заболевание, похожее на болезнь Альцгеймера. Характерные признаки ХТЭ — аномальные отложения тау-белка в нейронах, астроцитах и вокруг кровеносных сосудов по всему головному мозгу, приводящие к смерти его клеток. Типичные симптомы хронической травматической энцефалопатии — депрессия, потеря памяти, слабоумие и суицидальное поведение. В США дискуссии о ХТЭ обычно связаны с американским футболом, игрой, в которую, помимо примерно 20 с лишним тысяч действующих и бывших игроков, играет примерно миллион школьников.

Роберт Стерн (Robert Stern) из Бостонского университета, где хранится самая большая в мире коллекция пожертвованных мозгов профессиональных игроков в американский футбол, и его коллеги в разных штатах сделали позитронно-эмиссионную томографию 26 бывшим игрокам в возрасте от 40 до 69 лет, жаловавшимся на проблемы с памятью и настроением, и 31 добровольцу того же возраста без истории травм головы. Исследование финансировала компания Avid Radiopharmaceuticals, разрабатывающая лиганд для обнаружения тау-белка.

С помощью ПЭТ ученым удалось выявить у экспериментальной (но не у контрольной) группы скопления тау-белка в тех же областях мозга, что и в мозгах с ХТЭ, диагностированной посмертно — в лобной и височной долях и левой теменной доле. При этом количество тау-белка оказалось связано с продолжительностью карьеры спортсмена, подчеркивают ученые, но не с серьезностью нейрокогнитивных симптомов, на которые жаловались участники исследования.

Как авторы статьи, так и сторонние эксперты, с которыми побеседовала газета New York Times, подчеркивают, что пока речь не идет о том, что ПЭТ может рассматриваться как однозначная диагностическая процедура для ХТЭ: скорее всего, такой тест будет более комплексным и на его разработку уйдут годы. Тем не менее, они отмечают, что в этом исследовании, в отличие от предыдущих работ, мозги игроков в американский футбол на пенсии впервые сравниваются с мозгами контрольной группы (до этого речь, как правило, шла об описании отдельных случаев аномальных тау-отложений у конкретных людей). Кроме того, достоверное обнаружение аномальных скоплений тау-белка может помочь не только выявлять ХТЭ, но и следить за эффективностью ее будущего лечения.

В недавнем исследовании британские и американские ученые