Приматы компенсировали маленькие яички бородой и носом

Чем богаче «украшены» самцы приматов, тем меньше у них размер яичек, говорится в Proceedings of the Royal Society B, но размеры клыков и тестикул коррелируют положительно. Так как выработка спермы — весьма энергозатратный процесс, исследователи считают, что самцам приходится «выбирать», либо повышать ее качество и / или увеличивать количество, либо обзаводиться «украшениями», позволяющими привлекать самок.

Половой отбор способствует возникновению черт, которые становятся конкурентным преимуществом при размножении. Это может быть «оружие»: клыки, когти, рога, которые помогают самцам бороться между собой. Либо это могут быть «украшения», вроде яркого оперения у птиц, валиков на щеках у орангутанов или рогов у оленей, которые помогают привлечь самку. Но самки большинства животных обычно спариваются с несколькими самцами перед тем как обзавестись потомством, поэтому конкуренция между самцами продолжается и после спаривания. А здесь уже выигрывает тот, у кого более жизнеспособная и быстрая сперма, или ее больше. В этом случае уже играют роль первичные половые признаки, такие как размер яичек и состав спермы.

Так как производство спермы — энергозатратный процесс, исследователи полагают, что самцам приходится «выбирать» — обзаводиться вторичными половыми признаками, чтобы произвести впечатление на самку или победить других самцов, либо усовершенствовать качество спермы. Исследования самцов разных классов животных показали (1, 2), что между размером тестикул и размером «оружия» самцов есть негативная корреляция. Однако как соотносятся с размером яичек «украшения» самцов, до сих пор было непонятно.

Биологи Стефан Люпольд (Stefan Lüpold), Ли Симмонс (Leigh W. Simmons) и Сирил Грютер (Cyril C. Grueter) решили изучить этот вопрос и выяснить, коррелирует ли наличие «украшений» и размер тестикул у приматов. Представители этого отряда часто обзаводятся либо большими клыками, либо «украшениями», такими, например, как наросты на щеках, усы и борода у орангутанов (род Pongo), пятна кожи на груди у гелад (Theropithecus gelada) или носы у носачей (Nasalis larvatus). При анализе авторы учитывали не только наличие «украшений» и размер тестикул, но и социальную структуру и размеры групп у того или иного вида приматов, а также то, насколько один самец может монополизировать самок в группе.

Авторы проанализировали научную литературу, касающуюся 103 видов приматов, размеры социальных групп, наличия «украшений» и «оружия» у самцов. Для 64 видов они нашли данные о размерах тестикул, а для 42 из них — информацию о количестве самцов в группе и наличие полигинии (спаривания одного самца с несколькими самками).

Оказалось, что размер яичек отрицательно коррелировал с наличием «украшений» у самцов (p = 0.0008), но положительно — с размером клыков (p = 0.008). Также оказалось, что у видов, где ко всем самкам в группе имеет доступ лишь один самец, масса тестикул у него меньше, чем у самцов, которым приходится конкурировать за самок с другими (p = 0.0002).

«Наши результаты показывают, что можно быть либо красивым, либо одаренным, но не тем и другим одновременно», — говорит Сирил Гюнтер.

Недавно орнитологи обнаружили, что самцы разных видов довольствуются тем или иным «украшением», но не имеют сразу все. Оказалось, что у птиц самцы могут либо иметь яркое оперение, либо разнообразный песенный репертуар, но не то и другое одновременно.

Путешествия привнесли в микробиоту кишечника гены антибиотикорезистентности