Ледники в Альпах в ближайшее время будут таять очень быстро и к 2050 году их объем сократится примерно наполовину при любом сценарии глобальных климатических изменений. В худшем случае к концу XXI века в Альпах могут исчезнуть 90 процентов ледников, говорится в статье, опубликованной в журнале The Cryosphere Европейского союза наук о Земле (EGU).
Ледники европейских Альп являются ключевым элементом экосистемы и экономики огромного региона. Они играют важнейшую роль в природном гидрологическом цикле; питают реки, служащие источником воды для населения и сельского хозяйства и обеспечивающие работу гидроэнергетической отрасли; обеспечивают приток туристов. Отступление и таяние ледников, связанное с изменением климата, окажет существенное влияние на все сферы жизни в Центральной Европе.
Объем ледниковых масс в горах зависит главным образом от двух факторов: скорости прироста/потери массы ледника и скорости его движения. Группа ученых во главе с Гарри Цеколлари (Harry Zekollari) из Швейцарской высшей технической школы Цюриха провела подробную оценку возможных вариантов развития событий для каждого из 4000 альпийских ледников. В качестве основы для прогнозирования авторы использовали модель GloGEMflow, расширенной версии Глобальной модели эволюции ледников (The Global Glacier Evolution Model — GloGEM), в которой учитываются оба фактора: баланс поверхностной массы ледников и скорость ледяных потоков.
В качестве точки отсчета учеными были взяты данные 2017 года, когда объем альпийских ледников составлял примерно 100 кубических километров. При минимальном потеплении, заложенном в европейскую климатическую модель EURO-CORDEX (сценарий RCP2.6), объем альпийских ледников сократится к 2100 году до 37 кубических километров, что составляет чуть более трети их современного объема. В соответствии с этим сценарием, выбросы парниковых газов будут достигать максимума в ближайшие несколько лет, а затем быстро начнут уменьшаться, благодаря мерам, предпринимаемым человечеством.
При сценарии с максимальным потеплением (RCP8.5) парниковые выбросы будут продолжать расти и дальше, средняя температура к концу столетия превысит уровень 1986–2005 годов примерно на 3,7 градуса. В этом случае Альпы практически полностью лишатся своих ледников. Только на больших высотах останутся отдельные ледяные пятна, составляющие не более 5-10 процентов современного объема альпийских ледников.
При этом Альпы потеряют около половины своего нынешнего объема ледников к 2050 году при любом сценарии. Дело в том, что из-за медленного отклика ледников на уже произошедшее потепление большие массы ледников сегодня находятся ниже границы таяния и исчезнут, даже если человечеству удастся остановить дальнейшее потепление климата, сохранив его на уровне последних 10 лет. А вот что будет с ледниками после 2050 года, сильно зависит от того, какие усилия по сокращению выбросов парниковых газов мировое сообщество предпримет сегодня.
Ранее мы писали о том, что изменение климата уже привело к изменениям в распределении снежного покрова по высоте и времени года в высокогорных районах Азии.
Владислав Стрекопытов
И удвоили в США
Когда экстремальное климатическое событие происходит во время стрессового периода экономики, то потери потребления для экономики могут вырасти дополнительно в три раза — именно так произошло в Китае во время пандемии ковида. Причинами дополнительного ущерба для экономики во время тропических циклонов и ковида стали производственный кризис, дефицит, рост цен и относительно слабые государственные меры по экономическому регулированию, говорится в статье, опубликованной в Environmental Research Letters. Обычно косвенный материальный ущерб, который наносят экстремальные погодные явления (засухи, ураганы, волны жары и наводнения) рассчитывается для базового состояния экономики. Между тем, экономика нередко оказывается в стрессовых периодах из-за различных социальных кризисов или международных конфликтов. Например, только в 2020 году на фоне пандемии мировой ВВП сократился на 3,3 процента, и эту ситуацию экономисты охарактеризовали как глобальный стресс. Ученые под руководством Робина Мидделаниса (Robin Middelanis) из Потсдамского института изучения климатических изменений исследовали уязвимость мировой экономики к последствиям экстремальных погодных событий — волн жары, речных наводнений и тропических циклонов. Для этого они использовали глобальную модель потери потребления (consumption loss), которая охватывала 7000 агентов с более чем 1,8 миллиона торговых связей в ежедневном масштабе времени и два сценария — стрессовый (пандемия ковида в 2020-2022 годах) и базовый. Оказалось, что во время глобального экономического стресса последствия экстремальных погодных явлений усиливались практически повсеместно, но при этом неравномерно. Сильнее всего потери потребления выросли в Китае (в три раза) и США (в два раза), а слабее всего — в Евросоюзе (на 35 процентов). Авторы связали это со строгостью принятых в европейских странах ограничений и мер экономического регулирования. Изменение климата наносит ущерб экономике не только через экстремальные событие. Например, выпадение большого количества осадков приводит к снижению валового регионального продукта, а ежедневные температурные аномалии способны замедлить экономический рост в бедных странах на 12 процентных пунктов.