Почти весь лед, формирующийся в российских арктических морях, теперь тает, не успевая попасть в центральную часть Арктики: трансарктического течения достигает лишь 20 процентов этого льда, тогда как еще до 2000 года туда попадала половина всего молодого морского льда. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.
Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское моря и море Лаптевых считаются колыбелью арктического льда: из-за очень низких зимних температур, постоянного стока сибирских рек и сильного ветра с суши там непрерывно формируется новый лед, который медленно дрейфует в центральную часть Арктики. Там его подхватывает трансарктическое течение, которое впервые описал советский полярный исследователь Петр Ширшов, работавший на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1». Трансарктическое течение за пару лет переносит лед через всю Арктику, в пролив Фрама между Гренландией и архипелагом Шпицберген.
Потепление в Арктике происходит быстрее, чем в остальной части земного шара, и одно из его наглядных последствий, помимо общего уменьшения сезонного максимума льда в марте, — сокращение доли многолетнего льда по сравнению с однолетним льдом. Если эта тенденция продолжится, то, по оценкам ученых, уже в этом столетии Арктика может оставаться без льда на лето.
Томас Крумпен (Thomas Krumpen) из института Альфреда Вегенера в Германии и его коллеги использовали спутниковые данные 1998-2017 годов для наблюдения за формированием и движением арктического льда от российских морей к трансарктическому течению. По их подсчетам, в начале периода наблюдений течения достигала примерно половина всего молодого льда, а теперь 80 процентов его тает, не успевая добраться до центральной части Арктики.
Ученые, в частности, оценивали толщину льда в проливе Фрама: за 15 лет она уменьшилась на 30 процентов, что означает, что льдины стали моложе. Кроме того, теперь, когда он формируется не вблизи Лены и Енисея, выносящих в моря большое количество донных отложений, а в открытом океане — во льду меньше типичных осадков.
«Наше исследование указывает на экстремальные перемены в Арктике: таяние морского льда в Карском море, море Лаптевых и Восточно-Сибирском море теперь настолько быстро и масштабно, что мы видим снижение количества нового льда в трансарктическом течении. Теперь большая часть льда, который попадает в пролив Фрама, сформировалась не в российских морях, а в центральной Арктике. Мы наблюдаем поломку важного ледового конвейера, которая приближает нас к безледному лету в Арктике», — сказал Крумпен, чьи слова приводит пресс-служба института.
Климат в Арктике влияет и на другие регионы: ранее американские климатологи показали связь потепления в части Арктики с более холодными зимами в Сибири — однако в будущем изменение климата может свести этот эффект на нет.
Ольга Добровидова
Потомство может появиться у 84 самок
Численность какапо (Strigops habroptila) — крупных нелетающих попугаев, которые обитают только в Новой Зеландии и находятся на грани полного исчезновения, — в ближайшие месяцы может значительно увеличиться. Такой прогноз сделала орнитолог Жаклин Беггс (Jacqueline Beggs) из Оклендского университета, руководительница программы по восстановлению популяции этого вида. Какапо гнездятся раз в два-четыре года, во время обильного урожая их излюбленной пищи — шишек дакридиумов кипарисовых (Dacrydium cupressinum), хвойных деревьев из семейства подокарповых. В этом году дакридиумы массово плодоносят, что повышает шансы на успешное размножение нелетающих попугаев. Кроме того, все 84 самки какапо репродуктивного возраста находятся в хорошем состоянии здоровья. По мнению Беггс, вскоре каждая из них может отложить яйца (от одного до четырех). В таком случае сезон размножения 2025-2026 года станет для какапо лучшим за всю историю наблюдений, то есть с 1977 года. Для сравнения, в 2019 году на свет появились 72 юных представителя этого вида, а в 2022 — 57. Подробнее о предстоящем сезоне размножения какапо рассказывается в пресс-релизе Оклендского университета.