«Хаббл» разглядел у астероида второй хвост

Астрономы, работающие с космическим телескопом «Хаббл», пронаблюдали редкий саморазрушающийся астероид 6478 Gault, который недавно обзавелся хвостом — ранее этот хвост обнаружили участники проекта ATLAS. При этом на снимках «Хаббла» у астероида видны два хвоста. Статья ученых принята к публикации в журнале Astrophysical Journal, об их работе рассказывают (раз, два) европейская и американская пресс-службы «Хаббла».

Астероид 6478 Gault (1988 JC1) открыли супруги Шумейкер в мае 1988 года. Они назвали его в честь американского геолога Дональда Голта, известного своими исследованиями процесса формирования кратеров на Луне, Марсе и других планетах. 6478 Gault относится к семейству Фокеи, рою из примерно двух тысяч астероидов, который возник примерно 2,2 миллиарда лет назад в результате столкновения крупных астероидов. 75-километровый астероид Фокея — самый крупный в этом семействе, в то время как 6478 Gault значительно меньше, его средний диаметр составляет около 3,7 километра, он находится в 344 миллионах километров от Солнца.

В начале января наблюдения астероида проводили участники проекта ATLAS (Asteroid Terrestrial-impact Last Alert System), который располагает двумя телескопами на Гавайских островах, — они, в частности, обнаружили, что у астероида появился нехарактерный длинный хвост. Ученые предположили, что это произошло после столкновения с другим астероидом, причем совсем недавно, примерно в конце октября-начале ноября 2018 года.

Теперь на снимках «Хаббла» хорошо видно, что у 6478 Gault на самом деле два узких хвоста, которые, по мнению ученых, говорят о том, что он медленно разрушается — это первые признаки нестабильности объекта, открытого более 30 лет назад. Однако отсутствие излишков пыли непосредственно вблизи астероида, по их словам, указывает на то, что хвосты возникли не из-за столкновения с другим крупным объектом.

Помимо «Хаббла» и ATLAS астероид с начала года пронаблюдали также телескопы Isaac Newton, William Herschel и ESA OGS на Канарских островах, Himalayan Chandra Telescope в Индии и CFHT на Гавайях. Их данные и анализ архивных данных Pan-STARRS показали, что два события в жизни астероида, из-за которых он обзавелся хвостами, произошли приблизительно 28 октября и 30 декабря 2018 года. Хвосты будут видны еще несколько месяцев, длину большего из них астрономы оценивают в 800 тысяч километров, а короткий примерно в четыре раза меньше.

Исследователи считают, что астероид разрушается за счет YORP-эффекта из-за изменения скорости под воздействием солнечного света. Это достаточно редкое явление: по оценкам астрономов, которые приводит одна из пресс-служб, на 800 тысяч известных объектов пояса астероидов приходится примерно одно YORP-разрушение в год. Период обращения 6478 Gault оказался равен двум часам, что очень близко к критической скорости, при которой астероид становится нестабильным. По мнению ведущего автора работы Джена Клейна (Jan Kleyna) из Гавайского университета, спровоцировать появление хвостов могло даже совсем незначительное воздействие.

Недавно «Хаббл» обнаружил самую маленькую известную на сегодняшний день изолированную карликовую галактику Bedin 1, причем это произошло случайно, когда телескоп наблюдал шаровое звездное скопление NGC 6752, за которым находится новооткрытая галактика.

Астероид Диморф дополнительно замедлился после тарана зондом DART