Благодаря специфической мутации жительница Шотландии почти не чувствует боли и не склонна к тревожности. Ученые обнаружили у нее редкий генотип, благодаря которому в организме увеличивается концентрация эндогенных каннабиноидов и родственных им веществ. Ген и фермент, изменения в которых дают такой эффект, рассматривают как потенциальную мишень для новых обезболивающих средств. Описание клинического случая опубликовано в British Journal of Anaesthesia.
Гидролаза амидов жирных кислот (FAAH) – фермент, ответственный за катаболизм различных биоактивных амидов жирных кислот (FAA), которые играют важную роль в болевой чувствительности, а также тревожности, депрессии и выработке реакции на страх. К FAA относятся эндоканнабиноиды (N-ацил- этаноламины, в частности анандамид) и близкие к ним вещества (олеойлетаноламин и пальмитойлетаноламид). Выключение FAAH у лабораторных мышей в эксперименте приводило к повышению концентраций FAA и снижению болевой чувствительности у животных. Ученые рассматривают FAAH как потенциальную мишень для новых классов анальгетиков и анксиолитиков. Но клинические исследования ингибиторов FAAH пока не привели к успеху.
У людей встречаются варианты гена FAAH (C385A; rs324420), при которых активность этого фермента понижена. Установлено, что с ними связано уменьшение болевой чувствительности. Женщинам, гомозиготным носительницам аллели rs324420, требовалось меньше обезболивания после операций по поводу рака молочной железы. Кроме того, было показано, что как у мышей, так и у людей с таким генетическим вариантом ниже тревожность, они проще забывают травматический опыт.
Исследователи под руководством Джеймса Кокса (James J. Cox) из Университетского колледжа Лондона (University College London) и Девиджита Сриваставы (Devjit Srivastava) из отделения анестезиологии Рейгморской больницы города Инвернесс в Шотландии описали клинический случай нечувствительности к боли и отсутствия предрасположенности к тревожности у пожилой женщины. Причиной феномена было сочетание генетических факторов, связанных с утратой функции FAAH.
Джо Камерон обратилась в Рейгморскую больницу по поводу остеоартрита с деформацией запястно-пястных суставов на обеих руках. На тот момент ей было 66 лет. Пациентке была проведена ортопедическая операция с применением общей анестезии. Несмотря на то, что такое вмешательство обычно очень болезненно, после операции женщине не понадобились обезболивающие мероприятия, кроме приема парацетамола. Сниженная болевая чувствительность заинтересовала врачей и они решили лучше разобраться с этим случаем.
Оказалось, ранее у Джо был диагностирован остеоартрит бедренного сустава, который, с ее слов, протекал без боли. В возрасте 65 лет она перенесла операцию, после чего не требовала никаких обезболивающих. После обеих операций при оценке боли по шкале интенсивности результаты были 0 из 10, кроме первого послеоперационного дня, когда этот показатель составил 1 из 10. В анамнезе у пациентки было вмешательство по поводу варикоза вен и лечение у стоматолога без анестезии, а также ряд травм, включая перелом запястья и ожоги, при которых она не ощущала боли.
Учитывая историю безболезненных травм и операций, врачи направили пациентку к ученым из Королевского колледжа Лондона и Оксфордского университета, которые занимаются проблемами генетических основ боли. При осмотре на ее руках было обнаружены многочисленные шрамы, чувствительность ладоней и ступней к боли была сильно снижена.
Ученые отметили, что Джо оптимистически смотрит на жизнь. При прохождении опросника Generalized Anxiety Disorder-7 для диагностики тревожных расстройств, ее результат был 0 из 21, что говорит о самом низком уровне тревожности. Пациентка сообщила, что никогда не паникует в опасных ситуациях. Аналогичным образом, опросник Patient Health Questionnaire-9 не обнаружил у нее депрессии. В то же время, со слов женщины, у нее есть регулярные «провалы в памяти».
«Я знала, что я беззаботная, но я никогда не думала, что я как-то отличаюсь. Я думала, что это просто я. Я не замечала ничего странного, пока мне не исполнилось 65», - сказала Джо Камерон британскому изданию Guardian. Она добавила, что находки ученых развеселили ее.
Для секвенирования экзома ученые взяли геномную ДНК у пациентки, ее обоих детей и ее матери. После проведения дополнительных исследований у пациентки обнаружили гетерозиготную микроделецию, располагающуюся несколько ниже гена FAAH, и носительство аллели rs324420. Аналогичная делеция была обнаружена и у ее сына, который также сообщал о сниженном болевом пороге, но он не был носителем rs324420.
Микроделеция была локализована в псевдогене FAAH, который ученые назвали FAAH-OUT. Экспрессия псевдогена была обнаружена в головном мозге и ганглиях задних рогов спинного мозга. Авторы предполагают, что FAAH-OUT может кодировать длинную некодирующую РНК, а микроделеция подавляет нормальную функцию FAAH.
Чтобы проверить, как влияет сочетание микроделеции и носительства rs324420 на концентрацию биоактивных амидов жирных кислот, связанных с FAAH, ученые определили их уровень в крови пациентки и у четырех человек из контрольной группы: двух гетерозиготных и двух гомозиготных носителей rs324420. У Джо концентрация анандамина была на 70 процентов выше, а олеойлетаноламина и пальмитойлетаноламида – примерно в три раза выше, чем у участников контрольной группы.
«Мы обнаружили женщину с определенным генотипом, который снижает активность генов, которые уже считаются возможной мишенью для обезболивания и лечения тревожности», - сказал Джеймс Кокс.
Авторы предполагают, что такое нарушение чувствительности к боли может встречаться и у других людей. То, что у описанной женщины это состояние обнаружили лишь в возрасте 66 лет, подчеркивает возможность недостаточной освещенности проблемы.
Чтобы определить, какие FAA, кроме описанных, вносят вклад в подавление боли, требуются дальнейшие исследования, пишут ученые. По их мнению, новые сведения дают уникальную информацию о роли эндоканнабиноидной системы в обезболивании и указывают на возможности в разработке обезболивающих препаратов.
Ранее общий анестетик пропофол продемонстрировал потенциал в качестве средства лечения посттравматического стрессового расстройства.
Андрей Украинский
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.