Американская компания UTC в 2022 году проведет испытания модифицированного канадского пассажирского самолета Bombardier DHC-8-100, на который планируется смонтировать гибридную двигательную установку. Как сообщает Flightglobal, опытный проект получил название «804»; его целью является проверка эффективности и экономичности гибридных двигательных установок на пассажирских самолетах.
Гибридным самолетом принято называть летательный аппарат, двигатели которого работают на электричестве, которое, в свою очередь, вырабатывается турбогенератором и накапливается в аккумуляторах. В турбогенераторе в качестве силовой установки может использоваться практически любой двигатель внутреннего сгорания, если его мощности достаточно для раскрутки предусмотренного проектом генератора.
Считается, что гибридные самолеты будут потреблять существенно меньше топлива, чем сопоставимые по размерам обычные турбовинтовые или реактивные пассажирские лайнеры. При этом использование гибридной установки имеет и отрицательные стороны, в числе которых — уменьшение массы полезной нагрузки самолета.
Ближнемагистральный самолет DHC-8-100 рассчитан на перевозку 40 пассажиров. Он оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. При длине 22 метра и размахе крыла 27,4 метра самолет имеет максимальную взлетную массу 15 тонн. DHC-8-100 способен выполнять полеты на скорости 535 километров в час на расстояние до 1,9 тысячи километров.
В рамках проекта «804» самолет получит газотурбинную генераторную установку мощностью 2 мегаватта. В полете она будет питать электромоторы, которые будут установлены вместо турбовинтовых двигателей. Электромоторы будут раскручивать воздушные винты через трансмиссию. На взлете газотурбинный двигатель также будет вращать винты через трансмиссию, обеспечивая половину мощности.
В результате модификации масса пустого DHC-8-100 увеличится, что вдвое уменьшит максимальный объем топлива, который сможет принять самолет во время заправки. Как следствие, дальность полета гибридного DHC-8-100 уменьшится до 1,1 тысячи километров.
В UTC утверждают, что благодаря гибридной двигательной установке расход топлива самолетом в полете будет меньше на 30 процентов по сравнению с обычным турбовинтовым DHC-8-100. Такая экономичность позволит закрыть глаза на уменьшение дальности полета.
После завершения летных испытаний гибридного пассажирского самолета в 2022 году и сертификации всех произведенных доработок UTC намерена предложить авиаперевозчикам опцию переделки их устаревших ближнемагистральных самолетов в гибридные.
В ноябре прошлого года австрийская компания Diamond Aircraft провела испытания гибридного двухдвигательного легкого самолета, созданного на базе DA40. Испытания четырехместного самолета были признаны полностью успешными.
Василий Сычёв
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.