Авторы идеи пересадки головы человека на донорское тело, итальянский нейрохирург Серджио Канаверо (Sergio Canavero) и его китайский коллега Сяопин Жэнь (Xiaoping Ren) заявили, что в эксперименте на собаках им удалось в значительной степени восстановить функции перерезанного спинного мозга с помощью обработки среза полиэтиленгликолем — веществом, которое они предполагают использовать для «сращения» спинного мозга во время будущей пересадки головы. Статья о результатах эксперимента опубликована в журнале Surgical Neurology International, где и Канаверо, и Жэнь являются заместителями редактора по разделу Head and Spinal Cord Transplantation.
Канаверо опубликовал статью с описанием операции по пересадке головы парализованного человека на здоровое тело еще в 2013 году. Ключом для решения этой задачи, по его мнению, является полиэтиленгликоль, который в лабораторных условиях продемонстрировал способность «склеивать» поврежденные клеточные мембраны. Именно это вещество должно было помочь восстановить перерезанный спинной мозг. В 2016 году созданная Канаверо коллаборация HEAVEN/GEMINI сообщила об успехе экспериментов по восстановлению функций поврежденного спинного мозга у животных. Авторы опубликовали видеозаписи мыши, крысы и собаки на разных стадиях восстановления. В ноябре 2017 года эта же группа провела репетицию трансплантации головы на человеческих трупах в Харбинском медицинском университете.
В научном сообществе неоднозначно относятся к экспериментам Серджио Канаверо. Некоторые эксперты отказываются комментировать публикации итальянского нейрохирурга, а другие критикуют пробелы в описании экспериментов, что не позволяет оценить правдоподобность работы. В частности, ученые говорили об отсутствии томографических или гистологических свидетельств того, что спинной мозг животных действительно пересекли на заявленную глубину.
В новой статье Канаверо, Жэнь и их коллеги сообщили об эксперименте на 12 собаках породы бигль. Всем животным был перерезан спинной мозг на уровне 10 грудного позвонка, при этом семи собакам сразу после этого с помощью шприца ввели в область разреза два миллилитра полиэтиленгликоля, а пяти (контрольной группе) — такое же количество 0,5-процентного раствора соли. Через две и четыре недели, а также спустя 180 дней все животные подвергались магнитно-резонансной и диффузионно-тензорной томографии (с ее помощью визуализируется нервные волокна). Через шесть месяцев после операции всех животных (кроме двух из контрольной группы) умертвили. У каждого из них вырезали фрагмент спинного мозга — на два сантиметра выше и на два сантиметра ниже разреза — для гистологического исследования.
До операции и после состояние животных оценивали по 20-балльной шкале подвижности BBB. До операции все собаки имели высший балл по этой шкале — 19. Через шесть месяцев умерли две собаки из контрольной группы и одна — из экспериментальной. В контрольной группе у трех оставшихся животных были две «четверки» и одна «пятерка» по этой шкале. В экспериментальной группе две собаки восстановились почти до прежнего уровня (18 баллов), у одной было 12, у двух — 10, и еще у одной — 7. По словам авторов, томография показало восстановление спинного мозга у экспериментальной группы животных в отличие от контрольной, где разрез сохранился. «Драматическую разницу» между двумя группами показали и гистологические исследования, где в контроле были видны признаки дегенерации аксонов, а в экспериментальной группе нервные волокна пересекали разрез.
Авторы утверждают, что и гистологические и томографические исследования подтверждают положительное воздействие полиэтиленгликоля на клетки и его влияние на восстановление нервных волокон.
Сергей Кузнецов
За детьми наблюдали пять лет
Британские, датские, немецкие, французские и шведские ученые в рамках когортного исследования выяснили, что низкие баллы по шкале Апгар у новорожденных младше 28 недель гестации не связаны с нарушениями нервно-психического развития в пятилетнем возрасте. Всего в исследовании было 996 младенцев, родившихся на сроке менее 28 недель гестации, за которыми наблюдали до пяти лет. После корректировки на социально-демографические переменные, перинатальные факторы и тяжелые неонатальные заболевания, ученые не обнаружили связи между оценкой по шкале Апгар и показателями нервно-психического развития, даже при оценке по шкале три и менее. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Также ученые не обнаружили связи между низкой оценкой по шкале Апгар при рождении и двигательными нарушениями (за исключением детей с церебральным параличом). Хотя оценка по шкале Апгар полезна для оценки клинического риска и принятия решения о проведении реанимационных мероприятий, это когортное исследование показало ее слабую предсказательную способность для долгосрочного прогнозирования нарушений нервно-психического развития у недоношенных детей.