Австралийские ученые показали, что люди часто дегуманизируют велосипедистов — воспринимают их как неполноценных людей. Кроме того, опросы показали связь между уровнем дегуманизации велосипедистов человеком и его уровнем агрессии по отношению к этой группе, рассказывают авторы статьи в Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour.
При дегуманизации люди начинают воспринимать других людей, принадлежащих к определенной социальной, этнической или другой группе, как неполноценных и не в полной мере являющихся людьми. Наиболее часто и ярко дегуманизация проявляется в чрезвычайных условиях. К примеру, зачастую именно дегуманизацией определенных народов в глазах общества объясняют масштабность и жестокость геноцидов. Однако дегуманизация происходит и в повседневной жизни — к примеру, исследования показывают, что дегуманизация может приводить к более суровым наказанием в суде.
Группа австралийских ученых под руководством Нарель Хаворт (Narelle Haworth) из Квинслендского технологического университета предположила, что негативное отношение, с которым зачастую сталкиваются велосипедисты, может быть вызвано их частичной дегуманизацией. Ученые провели опрос среди добровольцев и отобрали 442 ответа. Добровольцы отвечали на вопросы нескольких типов (помимо демографических данных о себе). Сначала их просили оценить, насколько они согласны с тем или иным утверждением, к примеру, «Мне кажется, что велосипедисты механические и холодные, как роботы». Также их просили оценить уровень развития велосипедистов по двум шкалам, от обезьяны или таракана до человека:
Кроме того, добровольцев спрашивали о проблемах взаимодействия велосипедистов и остальных участников дорожного движения и источниках этих проблем, а также спрашивали, как часто они проявляли агрессию по отношению к велосипедистам, к примеру, кричали на них и «подрезали» на автомобиле.
Опрос показал, что более 41 процента людей присвоили велосипедистам рейтинг ниже 100 процентов по шкале развития от таракана или обезьяны до человека, причем более низкий «рейтинг человечности» велосипедистов указали именно не велосипедисты. Также результаты показали корреляцию (обратную) между частотой катания на велосипеде и уровнем агрессии по отношению к велосипедистам, а также уровнем их дегуманизации. Авторы предполагают, что такие результаты могут быть следствием того, что велосипедисты передвигаются по дороге с помощью механического приспособления, а также из-за того, что водители зачастую не видят лица велосипедиста во время езды.
Некоторые инженеры предлагают бороться с агрессивностью водителей дополнительными средствами. К примеру, в 2015 году американский инженер создал систему, которая отслеживает пульс водителя и в случае, если он повышается, переключает музыку в салоне на более спокойную.
Григорий Копиев
Наблюдения проводили в США
Джейсон Нагата (Jason Nagata) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско с коллегами провел проспективное когортное исследование и пришел к выводу, что повышение времени пользования социальными сетями у подростков связано с более низкими показателями когнитивных функций. В работу включили данные 6554 участников (51,1 процента — мужского пола) долгосрочного исследования ABCD. Данные анализировали в трех временных точках: на исходном уровне (2016–2018 годы, возраст 9–10 лет), через год (2017–2019) и два (2018–2020). Траектории пользования соцсетями выявляли групповым моделированием, когнитивные функции измеряли инструментом NIH Toolbox, связь между ними устанавливали множественными линейными регрессионными анализами. Результаты проведенного исследования опубликованы в JAMA: The Journal of the American Medical Association.