Психологи из Канзасского государственного университета в Манхэттене установили, что убеждение людей в существовании «абсолютного зла», персонифицированного в конкретных преступниках, заставляет их выносить более строгие наказания. В конечном итоге такие люди полагают, что по отношению к носителям «абсолютного зла» есть только одно окончательное решение – их полная элиминация из общества. Исследование опубликовано в журнале Personality and Individual Differences.
В начале семестра ученые опросили 212 испытуемых (84 мужчины и 128 женщин) с целью выявить их убеждения относительно существования «абсолютного зла» (belief in pure evil (BPE)). Испытуемые должны были отмечать в анкетах – согласны они или нет с такими утверждениями как: «Некоторые люди являются абсолютно злыми»; «Злые люди отличаются от других людей особой склонностью к насилию» и т.д.
Спустя время, в конце семестра, испытуемым предложили поучаствовать в якобы совершенно независимом эксперименте. Половине из них выдали поддельную газетную заметку об убийстве двухнедельной давности в Канзас-Сити, где преступнику были приписаны различные стереотипные негативные черты, например, нелюдимость, склонность издеваться и насмехаться над соседями, интерес к оккультизму. Другой половине была выдана та же заметка, но характеристики преступника в ней были положительные. Он описывался как семейный и религиозный человек, собиравшийся ехать со своими близкими на отдых в кемпинг. В каждой из заметок преступник приходил в полицию с повинной и раскаивался в содеянном убийстве.
После этого участникам исследования предложили выбрать, какому бы наказанию они подвергли гипотетического преступника: исправительным работам, тюремному заключению с возможностью досрочного выхода, без возможности досрочного освобождения, пожизненному заключению или смертной казни.
Выяснилось, во-первых, что чем больше испытуемые были убеждены в существовании чистого зла, тем более строгое наказание они выбирали для преступника, однако при этом важным фактором становилась его демонизация. В том случае, если преступника на основании газетной статьи представляли прирожденным злодеем, уровень наказания всегда проходил по высшей границе: пожизненное заключение или смертная казнь. В то же время, если участники исследования полагали, что он по природе добрый человек и просто оступился, то выбор наказания был мягче.
Исследование показывает, как предшествующая демонизация и дегуманизация (например, посредством СМИ) может быть предварительным шагом перед вынесением суровых мер по отношению к какому-либо человеку или группе людей.
Убеждение в существовании «абсолютного зла» всегда строится из трех последовательных пунктов: злые люди являются таковыми от природы, их поведение всегда разрушительно и не может быть изменено. Следовательно, злых людей невозможно исправить и реабилитировать. Это значит, что искоренение зла в обществе есть полное искоренение из него злых людей.
Большой социологический опрос Гэллапа в 2007 году показал, что около 70 процентов американцев уверены в существовании «абсолютного, прирожденного, зла». И хотя множество исследований, таких как «Тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо или «Изучение подчинения» Стэнли Милгрэма показали, что злые и жестокие поступки совершают в определенных обстоятельствах самые обычные люди, убеждение, что зло это нечто, что не присуще рядовому человеку, а некое прирожденное уродство, позволяет многим миллионам людей сохранять внутренний комфорт. Парадокс ситуации в том, что это убеждение, в итоге, само может вести к злым и жестоким поступкам.
Организаторы «Шнобелевской премии» (The Ig Nobel Prize) объявили лауреатов 2017 года. Жюри отметило исследования по реологии и гидродинамике котов, о пользе диджериду при храпе, влиянии крокодилов на отношение к риску и другие, не менее важные научные работы. Полный список лауреатов и запись церемонии, состоявшейся в театре Гарвардского университета, выложен на сайте премии.