Физики, работающие на детекторе LHCb Большого адронного коллайдера, объявили об открытии нового, уже третьего по счету пентакварка — частицы, состоящей из пяти кварков. Также были получены данные, что один из ранее известных пентакварков может быть на самом деле двумя разными, хотя и близкими по массе частицами. Доклад об этих результатах был сделан на конференции Moriond QCD, коротко они описаны в сообщении на сайте LHCb.
Большинство адронов — частиц, построенных из кварков, относятся к двум классам: состоящие из трех кварков (барионы: протоны, нейтроны), либо из двух кварков (мезоны). Еще в 1960-е годы Марри Гелл-Манн, основатель кварковой теории, предполагал, что пары кварк-антикварк могут добавляться к барионам или мезонам. Однако только спустя полвека удалось обнаружить свидетельства существования частиц, образованных более чем из трех кварков: в апреле 2014 года коллаборация LHCb обнаружила, что частица Z(4430)+, обнаруженная на ускорителе Belle, состоит из четырех кварков (cc̅du̅). Подробнее о поисках тетракварков можно прочитать в нашем материале «Тетракварки — это Дикий Запад».
В 2015 году коллаборация LHCb представила первые доказательства существования пентакварков. Они были обнаружены при анализе данных о распаде прелестных барионов Λb, собранных за первый «сезон» (Run 1) работы коллайдера. Эта частица состоит из прелестного, верхнего и нижнего кварков и существует порядка пикосекунды, после чего распадается на другие частицы. Оказалось, что при распаде на протон и два мезона (каон и J/ψ) иногда возникает промежуточная частица, которая дает жизнь протону и J/ψ. Их кварковый состав и указал, что это пентакварк, состоящий из очарованных кварка и антикварка, а также двух нижних кварков и одного верхнего. Измерения показали, что пентакварков может быть два варианта с разными энергиями, это Pc(4450)+ и Pc(4380)+ — здесь в скобках указана энергия в мегаэлектронвольтах.
Теперь коллаборация LHCb представила анализ данных, собранных уже за два «сезона» работы коллайдера. Для дальнейшего изучения было отобрано 27 тысяч событий распада Λb0→ J/ψpK-, что в девять раз больше, чем было собрано по итогам Run 1.
В результате ученые обнаружили новый пик — на энергии 4312 мегаэлектронвольт, что свидетельствует о существовании нового пентакварка, получившего обозначение Pc(4312)+. Статистическая значимость сигнала — 7,3 стандартных отклонения, что значительно выше принятого в физике частиц порога для открытия в 5 сигма. Кроме того, на месте пика на 4450 мегаэлектронвольта обнаружилось два — на 4440 и 4457, а значит, вместо пентакварка Pc(4450)+ существуют два: Pc(4440)+ и Pc(4457)+. Статистическая значимость существования двух пиков вместо одного составила 5,4 стандартных отклонения.
Обнаруженные пентакварки состоят из четырех кварков (duuc) и одного c-антикварка. На данный момент понимания структуры этих объектов нет, но существует две возможные интерпретации. Согласно одной частицы представляют собой связанные состояния всех пяти кварков, а по другой — это «молекулы» бариона и мезона. Гипотеза «молекулы» лучше объясняет то, что полученные пентакварки представлены узкими пиками на графике, а их массы несколько меньше, чем могли бы иметь в сумме состоящие из тех же кварков сигма-барионы Σc+ и D̅0-мезоны. Если эта интерпретация верна, то данным состояниям запрещено распадаться на Σc+-барион и D̅0 или D̅*0-мезон, так как разница масс соответствует энергии связи между адронами. С другой стороны им разрешено распадаться на J/ψ-мезон и протон, но в такой конфигурации с-кварку и с-антикварку затруднительно сблизиться так тесно, чтобы образовать связанное состояние, то есть J/ψ-мезон, поэтому вся система оказывается относительно стабильной и представлена на графике узким пиком. Вместе с тем, ученые подчеркивают, что для полного понимания строения наблюдаемых состояний требуется больше экспериментальных данных, так как описание в модели связанного состояния всех пяти кварков по-прежнему остается возможным.
Коллаборация LHCb — самая маленькая из четырех основных экспериментов Большого адронного коллайдера. Ее основная цель — исследование распадов частиц, содержащих в своем составе прелестный (b) кварк. В частности, физики ищут следы очень редких процессов, которые могут указать на нарушения Стандартной модели. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале о самых редких событиях микромира.
Тимур Кешелава
Главная задача — ввести в строй детектор sPHENIX
Физики из Брукхэвенской национальной лаборатории, обслуживающие коллайдер RHIC, приступили к запуску 23 сезона работы. Об этом сообщает сайт лаборатории. Главная задача сезона — ввод в эксплуатацию детектора sPHENIX — обновленной версии детектора PHENIX. Вместе с ним небольшому обновлению подвергся детектор STAR, работающий с самого первого запуска коллайдера в 2000 году. В этом году физики планируют столкновения ядер золота при энергиях до 200 гигаэлектронвольт, приходящихся на одну нуклонную пару в системе центра масс, однако ради отладки sPHENIX они будут проходит при заниженной светимости. RHIC — это ионный коллайдер, то есть на нем сталкиваются ядра различных атомов. Главная цель таких исследований — изучить свойства кварк-глюонной плазмы, рождающейся при таких столкновениях. Из этого состояния вещества, как принято считать, состояла Вселенная в первые мгновения после своего рождения. Мы уже рассказывали, как физики из PHENIX наблюдали кварк-глюонные капли сложной формы и увидели подавление рождения ипсилон-мезонов в кварк-глюонной плазме.