Разговор с человеком оказался приятнее беседы с анимированной копией

Birgit Rauchbauer et al. / Philosophical Transactions of the Royal Society B, 2019

Французские ученые выяснили, что при разговоре с анимированной копией человека в головном мозге активируются меньше участков, отвечающих за получение удовольствия от социальных взаимодействий, чем при общении с человеком. Для этого исследователи попросили участников в течение одной минуты в МРТ-сканере поговорить с человеком и его анимированной копией. Статья опубликована в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

В последние годы появляется все больше роботов и других автоматизированных систем, которые используются человеком в его повседневной жизни. Это, к примеру, касается персональных роботов и голосовых помощников в смартфонах. Разработчики и инженеры стараются сделать взаимодействие между пользователем и системой как можно более приятным, и во многом это касается общения. 

Ученые из Университета Экс-Марсель под руководством Биржит Рохбауэр (Birgit Rauchbauer) решили изучить, как головной мозг человека воспринимает общение с человеком и роботом. Для этого они попросили 21 добровольца в течение минуты поддержать разговор либо с человеком, либо с его анимированной копией («роботом»). Участникам сообщили, что «робот», которого они видят, полностью автономен, но на самом деле за него отвечал все тот же человек, с которым добровольцы беседовали в другом условии.


Анализ данных показал, что, в отличие от общения с роботами, при общении с человеком больше активируются миндалевидное тело, височно-теменной узел и гипоталамус, которые, соответственно, отвечают за эмоциональную реакцию, восприятие себя и других людей, а также участвуют в выработке окситоцина, отвечающего за установление социальных связей.


Авторы работы также составили и выложили в открытый доступ корпус, в котором содержатся записи разговоров между участниками эксперимента и их собеседниками (человеком и анимированной копией). Они надеются, что в будущем это поможет подробнее изучить все аспекты общения с роботизированными собеседниками.

В некоторых ситуациях в общении с роботом, по сравнению с общением с человеком, есть свои плюсы. Например, дети с расстройствами аутистического спектра лучше поддаются терапии, если в ней участвует робот-помощник.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.