Психологи измерили неосознанную реакцию на насилие среди любителей музыки в стиле death metal и людей, предпочитающих другую музыку. Оказалось, что все испытуемые вне зависимости от музыкальных вкусов сильно реагировали на сцены насилия, но прослушивание агрессивной музыки обострило эмоции у любителей других жанров. Результаты исследования опубликованы в журнале Royal Society Open Science.
Существует предположение, что если достаточно долго смотреть сцены насилия и жестокости в кино, слушать агрессивную музыку, эмоциональная чувствительность к подобного рода стимулам снижается. Согласно этой гипотезе, после такого воздействия люди, в частности, должны менее резко реагировать на визуальные изображения насилия. Одним из ярких примеров «жестокой» формы культуры является экстремальная музыка, например, такие стили метала как death и black, в текстах которых могут описываться сцены насилия или убийств.
Ученые из Австралии и Китая под руководством Уильяма Томпсона (William Thompson) из университета Маккуори решили проверить гипотезу, что любители экстремальной музыки менее восприимчивы к визуальному восприятию насилия. Для этого они провели исследование с использование феномена бинокулярной конкуренции. Это явление заключается в попеременной концентрации сознания на одном из изображений, когда каждому глазу испытуемого предъявляют разные стимулы. Например, если один глаз видит рисунок из вертикальных линий, а другой — из горизонтальных, то человек субъективно будет видеть либо один, либо другой, причем они будут часто и нерегулярно друг друга сменять, ненадолго смешиваясь.
Бинокулярная конкуренция считается одним из доказательств того, что мозг не просто отображает поступающую информацию, но и активно участвует в формировании воспринимаемого образа. Использование методов визуализации мозговой деятельности и психофизиологические исследования показывают, что длительность восприятия изображения из правого или левого глаза зависит от эмоциональной реакции на них, в то время как сознательно управлять ощущениями в этом случае нельзя.
Данные свойства бинокулярной конкуренции позволили ученым провести эксперимент на восприятие жестокости, в котором приняло участие 32 фаната музыки в стиле death metal, которые указали, что часто слушают именно песни с жестокостью в текстах, и 48 любителей других жанров. Каждый участник одним глазом видел сцену насилия, а другим — нейтральную фотографию, например, прогуливающейся по улице группы людей. В течение сеанса длительностью в минуту, испытуемые постоянно нажимали одну из трех кнопок на клавиатуре, оповещая о восприятии каждого из изображений по отдельности или обоих вместе. При этом тестирование повторялось по несколько раз, чередуя порядок картинок и меняя музыкальное сопровождение: в наушниках играла либо песня «Eaten» шведской death metal группы Bloodbath с открыто насильственным текстом, либо радостная и мажорная песня «Happy» американского хип-хоп исполнителя Фаррелла Уильямса.
Оказалось, что все испытуемые чаще отмечали восприятие сцены насилия, что говорит об одинаковости неосознанной эмоциональной реакции на визуальные стимулы. Однако прослушивание экстремальной музыки обострило восприятие не предпочитающих такие стили людей, а легкая песня — слегка притупила, что авторы работы объясняют феноменом конгруэнтности — наличия соответствие между музыкой и эмоциональным состоянием, благодаря чему восприятие соответствующего стимула может влиять на ощущения. Авторы отмечают, что данный факт указывает потенциальную возможность облегчать переживания и отвлекать от тяжелых мыслей живущих в плохих условиях людей.
Психологи часто обращаются к теме влияния музыка на восприятие и внутреннее состояние людей. В частности, ее связывали с изменением привлекательности противоположного пола и уменьшением тревожности, а сами музыкальные предпочтения можно сопоставить с чертами личности.
Тимур Кешелава