Американские ученые выяснили, что вовлеченность в прослушивание музыки зависит от того, насколько произведение знакомо, а также от того, есть ли у слушателя музыкальное образование. Измерив синхронизацию мозговой активности участников во время прослушивания музыки, ученые выяснили, что она снижается при прослушивании мелодии несколько раз подряд — но только в том случае, если композиция знакома. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
Интерес к какому-либо произведению искусства хорошо отражает то, насколько зритель или слушатель вовлечен в процесс. Поведенчески это измерить достаточно сложно, так как простые вопросы о том, нравится ли человеку песня или фильм, на самом деле не отражают вовлеченности. Помочь могут измерения активности мозга человека во время процесса: например, с помощью электроэнцефалографии. Вовлеченность в этом случае предсказывается активностью мозга, которая появляется у нескольких слушателей или зрителей в определенные моменты композиции или видеоряда: это помогает выделить ключевые, наиболее интересные временные рамки произведений.
С точки зрения вовлеченности музыка сильно отличается от фильмов: во-первых, из-за продолжительности, и, во-вторых, из-за того, что некоторые моменты в песнях (например, припевы) могут повторяться. Изучить, как различные аспекты мелодии влияют на вовлеченность слушателей в процесс прослушивания музыки, решили ученые под руководством Йенса Мадсена (Jens Madsen) из Городского коллежа Нью-Йорка. В качестве основного показателя вовлеченности участников (всего их было 40) в процесс прослушивания музыки ученые выбрали синхронизацию их мозговой активности в зависимости от временных рамок произведения.
Ученые выбрали несколько классических музыкальных произведений: отрывки известных и сравнительно неизвестных композиций. Каждому участнику необходимо было прослушать композицию три раза. Исследователи выяснили, что при прослушивании знакомых композиций синхронизация мозговой активности слушателей снижается при повторении, но этого не происходит, когда композиция незнакома (неизвестность композиции для участников подтвердили с помощью опроса после эксперимента).
Более того, у участников с музыкальным образованием синхронизация активности при прослушивании как знакомых, так и незнакомых отрывков, была выше. Также синхронизацию при прослушивании музыки снижалась, если участники отвлекались: например, когда их просили в это время считать в обратном порядке от 1000 до 800.
То, что знакомая и незнакомая музыка по-разному вовлекает слушателя в процесс, авторы объясняют тем, что незнакомая музыка не вызывает сильной эмоциональной реакции при первом прослушивании: слушателю необходимо к ней привыкнуть, именно поэтому в течение трех прослушиваний он более остается внимательным, чего нельзя сказать о прослушивании музыки, которая уже известна. То же самое касается и того, почему синхронизация активности мозга участники с музыкальным образованием была выше: в силу того, что участники-музыканты лучше разбираются в музыке, их знания могут быть причиной дополнительной, более повышенной вовлеченности.
Ученые также оценивают и то, как прослушивание музыки вызывает чувство удовольствия: для этого чаще всего измеряется активность зон мозга, входящих в состав системы вознаграждения. О том, как на удовольствие от музыки влияет неожиданность, вы можете прочитать в нашей заметке.
Елизавета Ивтушок
Оказалось, что эти препараты напрямую связываются с нейротрофным рецептором TrkB
Группа исследователей из разных стран мира обнаружила, что психоделики модулируют нейропластичность и оказывают антидепрессивный эффект, связываясь с нейротрофными рецепторами TrkB. Это происходит независимо от их действия на серотониновые 5-HT2A-рецепторы, отвечающие за галлюциногенные эффекты этих препаратов. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Neuroscience.