Палеонтологи описали орнитопода с «корабельной» челюстью

Палеонтологи описали новый вид небольших орнитопод — травоядных динозавров, которые жили около 125 миллионов лет назад. Как сообщается в Journal of Paleontology, вид назвали Galleonosaurus dorisae, так как верхняя челюсть ящера напоминала перевернутый корпус галеона. Эти динозавры и еще несколько видов орнитопод жили рифтовой долине, которая существовала в меловом периоде между Австралией и Антарктидой.

Орнитоподами (от древнегреческого «птица» и «нога») называют группу травоядных динозавров, которые жили в юрском и меловом периодах. Они встречались на всех континентах, но чаще в Северном полушарии. У этих рептилий были трех- или четырехпалые ноги, роговой клюв, длинный хвост и отсутствовала защитная броня. Ранние орнитоподы были небольшие (около одного метра в длину), и, по-видимому, очень быстрые. Они бегали на двух ногах и удерживали баланс с помощью хвоста. Позднее ящеры выросли и, вероятно, научились ходить и на четырех ногах. Они кормились как листьями и ветками, до которых надо было дотягиваться, и тогда передвигались на двух ногах, а когда паслись на траве, вставали на все четыре.

Австралийские палеонтологи под руководством Мэттью Херн (Matthew C. Herne) из Квинслендского университета описали новый вид орнитопод, обитавших в начале мелового периода (около 125 миллионов лет назад) там, где сейчас находится юго-восточная Австралия. В меловом периоде на этом месте находился Австрало-Антарктический рифт, а на нем цепь активно извергающихся вулканов. В вулканических отложениях в местечке Флэт Рокс (Flat Rocks) в разное время нашли верхние челюсти пяти особей нового рода и вида орнитопод. Так как окаменелости напомнили ученым перевернутый корпус галеона, новый таксон назвали Galleonosaurus dorisae. Как и другие ранние орнитоподы, динозавры были небольшого размера.

Ранее на юго-востоке Австралии исследователи обнаружили окаменелости еще четырех видов небольших орнитопод, которые в разное время обитали в том же районе рифтовой долины. Это были близкие родственники галлеонозавра, Diluvicursor pickeringi, окаменелости которого описали в прошлом году. Его останки нашли примерно в 200 километрах от Флат Рокс, но представители этого вида жили на 12 миллионов лет позднее галлеонозавров.

Ранее выяснилось, что предки кенгуру начали передвигаться прыжками около 20 миллионов лет назад, примерно на 10 миллионов лет раньше, чем предполагали ученые.

Пол гоминин возрастом более двух миллионов лет установили по белкам зубной эмали