Команда израильских и американских ученых выяснила, что благодарность, выраженная пациентом, может повлиять на эффективность работы медицинского персонала, который занимается его или ее лечением. Для этого они провели симуляцию, в которой участникам необходимо было поставить диагноз и выбрать стратегию лечения ребенка после общения с его матерью. Статья опубликована в журнале Pediatrics.
На эффективность работы врача и любого другого медицинского работника может повлиять множество различных факторов помимо профессиональных умений. В частности, повлиять может и поведение самого пациента, но исследования такой взаимосвязи чаще всего проводятся только относительно выраженного негативного отношения, например, грубости.
В новой работе ученые под руководством Эллен Бамбергер (Ellen Bamberger) из израильского института Технион решили проверить, как на эффективность работы медицинского персонала влияет доброжелательное отношение пациентов, а именно — выражение благодарности за проделанную работу. В их исследовании приняли участие 43 команды, состоящие из двух лечащих врачей и медбратьев и медсестер, которые приняли участие в симуляции ухода за новорожденным младенцем, находящимся в интенсивной терапии. Команды разделили на четыре группы, каждой из которых перед началом эксперимента провели брифинг. В зависимости от группы брифинг включал в себя либо благодарность матери за проделанную работу, либо благодарность вышестоящего медицинского работника, либо и то, и другое. Последняя группа, контрольная, получила нейтральный брифинг: участникам из этой группы просто сообщили о том, что происходит с ребенком.
После этого в течение 20 минут командам необходимо было поставить диагноз и решить, какую стратегию лечения нужно применить к ребенку. Работу команд оценивали сторонние независимые эксперты-медики.
Ученые выяснили, что в условии, когда за работу участников благодарили матери ребенка, они работали существенно (p = 0,04) лучше: ставили правильные диагнозы и выбирали более эффективные стратегии лечения. Исследователи объяснили такой эффект тем, что при получении благодарности происходит более усиленное распространение информации внутри группы — скорее всего из-за позитивного аффекта, который появляется при получении благодарности. При этом такого эффекта не наблюдалось в том случае, если благодарность лечащим командам выражал эксперт-медик.
Несмотря на то, что эффективная работа ожидается от врачей вне зависимости от поведения пациента, следует помнить, что поведение — важный аспект любых социальных взаимодействий, который может повлиять в обе стороны, порой, без ведома самих участников.
Взаимодействие пациентов с лечащим персоналом изучают и со стороны самих пациентов. Например, в прошлом году ученые выяснили, что посетители медицинских учреждений предпочитают видеть своих врачей в формальной одежде и белом халате.
Елизавета Ивтушок
Нейростимуляция и антидепрессанты тоже оказались эффективны
Ричард Карр (Richard Carr) с коллегами по Лондонскому королевскому колледжу провел систематический обзор и метаанализ, которые показали, что глицин, нейростимуляция, психотерапия и антидепрессанты вдобавок к антипсихотикам обладают эффективностью при лекарственно-устойчивой шизофрении у пациентов, которым не показан атипичный антипсихотик последнего резерва клозапин. Исследователи провели систематический поиск по базам данных PsycInfo, PubMed и EMBASE и включили в обзор 78 исследований, 68 из которых с общим участием 3241 пациента вошли в метаанализ. Данные обобщили с помощью моделей со случайными эффектами, риск систематических ошибок оценивали по кокрейновскому руководству. Статья опубликована в журнале Molecular Psychiatry.