Команда израильских и американских ученых выяснила, что благодарность, выраженная пациентом, может повлиять на эффективность работы медицинского персонала, который занимается его или ее лечением. Для этого они провели симуляцию, в которой участникам необходимо было поставить диагноз и выбрать стратегию лечения ребенка после общения с его матерью. Статья опубликована в журнале Pediatrics.
На эффективность работы врача и любого другого медицинского работника может повлиять множество различных факторов помимо профессиональных умений. В частности, повлиять может и поведение самого пациента, но исследования такой взаимосвязи чаще всего проводятся только относительно выраженного негативного отношения, например, грубости.
В новой работе ученые под руководством Эллен Бамбергер (Ellen Bamberger) из израильского института Технион решили проверить, как на эффективность работы медицинского персонала влияет доброжелательное отношение пациентов, а именно — выражение благодарности за проделанную работу. В их исследовании приняли участие 43 команды, состоящие из двух лечащих врачей и медбратьев и медсестер, которые приняли участие в симуляции ухода за новорожденным младенцем, находящимся в интенсивной терапии. Команды разделили на четыре группы, каждой из которых перед началом эксперимента провели брифинг. В зависимости от группы брифинг включал в себя либо благодарность матери за проделанную работу, либо благодарность вышестоящего медицинского работника, либо и то, и другое. Последняя группа, контрольная, получила нейтральный брифинг: участникам из этой группы просто сообщили о том, что происходит с ребенком.
После этого в течение 20 минут командам необходимо было поставить диагноз и решить, какую стратегию лечения нужно применить к ребенку. Работу команд оценивали сторонние независимые эксперты-медики.
Ученые выяснили, что в условии, когда за работу участников благодарили матери ребенка, они работали существенно (p = 0,04) лучше: ставили правильные диагнозы и выбирали более эффективные стратегии лечения. Исследователи объяснили такой эффект тем, что при получении благодарности происходит более усиленное распространение информации внутри группы — скорее всего из-за позитивного аффекта, который появляется при получении благодарности. При этом такого эффекта не наблюдалось в том случае, если благодарность лечащим командам выражал эксперт-медик.
Несмотря на то, что эффективная работа ожидается от врачей вне зависимости от поведения пациента, следует помнить, что поведение — важный аспект любых социальных взаимодействий, который может повлиять в обе стороны, порой, без ведома самих участников.
Взаимодействие пациентов с лечащим персоналом изучают и со стороны самих пациентов. Например, в прошлом году ученые выяснили, что посетители медицинских учреждений предпочитают видеть своих врачей в формальной одежде и белом халате.
Елизавета Ивтушок
Чтобы избежать неопределенности
Австралийские исследователи выяснили, что люди готовы терпеть непродолжительные болезненные горячие прикосновения к руке, чтобы узнать, сколько денег они выиграют, несмотря на то, что на выигрыш это не влияло. Они пришли к выводу, что дискомфорт от неопределенности иногда сильнее дискомфорта от физической боли. Исследование опубликовано в Proceedings of The Royal Society B. Иногда люди ищут информацию, потому что она принесет им пользу, и, например, поможет принять решение. Но порой информация не дает ничего, кроме самой себя, однако люди по-прежнему хотят ей обладать, испытывают удовольствие от узнавания нового и даже готовы чем-то жертвовать ради этого. Стефан Бодэ (Stefan Bode) из Мельбурнского университета изучает ценность информации и выясняет, на что люди готовы ради нее (даже если пользы она не несет). В нескольких его исследованиях [1, 2, 3] люди были готовы потерять часть денег, чтобы узнать сумму вознаграждения, которое им достанется. В другом за ту же информацию участники соглашались на физический труд. Причина, по мнению исследователей, в том, что информация удовлетворяет любопытство, снижает тревогу и неопределенность, даже если ее нельзя применить. Теперь Бодэ и его коллеги проверили, готовы ли люди терпеть боль, желая получить информацию, которая ничего им не даст. В эксперименте 40 участников (28 женщин и 12 мужчин) смотрели, как подбрасывается виртуальная монета. За это участникам обещали 15 австралийских долларов, и еще до 10 долларов они могли получить в зависимости от того, что выпадет: каждая сторона монеты соответствовала какому-то количеству баллов, которые затем конвертировались в деньги. В конце участники в любом случае получали по 25 долларов, что соответствовал ожиданиям или превышало их. Испытуемым предлагали испытать болезненный стимул — слабый, умеренный или сильный, — чтобы перед броском узнать, сколько баллов соответствует каждой стороне монеты — синей и красной. Результат от этого никак не зависел, и вознаграждение они получали в любом случае, то есть информация была бесполезной. Если участник не соглашался на боль, то он видел баллы, соответствующие каждой стороне, но изображение было черно-белым. После подбрасывания участники видели, что выпало, но не знали, сколько баллов заработали. Чтобы сделать участнику больно, ученые крепили к его руке датчик, который имитировал прикосновение к руке чем-то горячим. Температура начиналась от 35 градусов Цельсия и затем повышалась на один градус. Каждый участник оценивал болевой стимул по шкале от 0 до 20. Слабую боль вызывала температура 38,3 градуса, среднюю — 42. Ученые были готовы нагреть прибор до 50 градусов (это максимальная переносимая температура), но все участники останавливались раньше, говоря о сильном уровне боли в среднем при 45,8 градусах. Стимуляция длилась 5 секунд — сначала нарастала с 32 градусов до целевой температуры, а затем снова снижалась до 32. Риска обжечь кожу не было. Участники выполнили 6 блоков из 16 испытаний. Почти в 75 процентов случаев испытуемые соглашались потерпеть слабый болевой стимул, чтобы узнать результат подбрасывания. Самую сильную боль участники соглашались терпеть лишь в половине случаев. Чем больше было вероятное вознаграждение, тем сильнее люди хотели узнать, что выпало, независимо от уровня боли. Выходит, потребность в информации так сильна, что людям легко потерпеть боль, чтобы эту информацию получить. Авторы предположили, что основная цель в такой ситуации — немедленное снижение неопределенности. Кроме того, нейронные сети, участвующие в переживании и модуляции боли частично перекрываются с сетями, обрабатывающими информацию о вознаграждении. Например, вентральная часть полосатого тела (стриатума), которое задействовано в субъективном восприятии боли, одновременно — ключевая область системы вознаграждения. И, возможно, в том числе из-за этого боль довольно легко «обменять» на радость от получения искомой информации. По крайней мере пока боль не слишком сильная. Макаки-резус (Macaca mulatta) тоже готовы расстаться с частью вознаграждения, чтобы снизить неопределенность и узнать, что они получат в итоге. А склонность к риску у некоторых нечеловеческих приматов ниже, чем у маленьких детей. Возможно, дело в разном отношении к неопределенности: когда нужно выбрать между знакомым и неизвестным, дети выбирают неизвестное, чтобы неопределенность снизить, а обезьяны — знакомое, чтобы с ней не сталкиваться.