Руководители компаний сыграли в кооперативные игры лучше обычных людей

Руководители частных компаний лучше обычных людей играют в стандартные кооперативные игры, которые экономисты используют в экспериментах: они, в частности, чаще сотрудничают друг с другом и, как следствие, зарабатывают больше денег. Исследование об этом опубликовано в журнале Experimental Economics.

Поскольку руководителям компаний чаще приходится принимать стратегические решения, чем людям, не занимающим руководящие посты, Хокан Холм (Håkan J. Holm) из Лундского университета в Швеции и его коллеги считают, что их поведение в кооперативных играх должно существенно отличаться. Но эти различия, по их словам, довольно плохо изучены, поскольку крайне трудно собрать большую группу руководителей для полноценного эксперимента.

Для своей работы авторы рекрутировали 200 руководителей крупных и средних компаний из двух городов в дельте реки Янцзы и контрольную группу в еще 200 человек из этих же городов. Подавляющее большинство (85 процентов и 82 процента соответственно) были мужчинами, средний возраст участников эксперимента составлял 45 и 41 год соответственно. Эксперимент им помогали проводить 20 сотрудников местной консалтинговой фирмы.

Участники эксперимента играли в три классических игры из теории игр: дилемму заключенного, ястребов и голубей и битву полов. Все эти игры проверяют склонность игроков к сотрудничеству и координации совместных действий, в качестве вознаграждения использовались небольшие суммы в юанях. Кроме того, исследователи предложили игрокам высказаться о стратегических предпочтениях других игроков в их же группе, предположив, как те будут действовать.

Выяснилось, что поведение руководителей существенно отличалось от поведения контрольной группы: они чаще сотрудничали друг с другом в дилемме заключенного (притом что у рациональных игроков игра поощряет взаимное предательство) и были менее агрессивны в ястребах и голубях, как и в битве полов. Более того, в этих играх CEO заработали на 11–44 процента больше контрольной группы именно за счет большей склонности к сотрудничеству. Они также точнее предсказывали поведение коллег и, в частности, были более склонны считать, что в дилемме заключенного второй игрок будет сотрудничать.

Авторы убедились, что на их выводы не повлияли такие факторы, как, например, место проведения эксперимента (руководители компаний играли в игры в офисе, а контрольная группа — у себя дома) или личность интервьюера. Однако в работе ничего не говорится о том, были ли участники эксперимента знакомы с форматом этих известных игр и их решениями еще до эксперимента, и отслеживался ли этот фактор.

Ученые предполагают, что наблюдаемая разница в поведении CEO и контрольной группы может объясняться, например, тем, что сама природа рыночной активности часто предполагает взаимовыгодные добровольные сделки и способствует формированию соответствующего склада ума. Кроме того, пост руководителя может стимулировать человека действовать более просоциально и «вести своим примером», то есть предпринимать даже более затратные, но одобряемые действия.

К сотрудничеству склонны не только человеческие руководители. Американские ученые ранее показали, что шимпанзе способны обуздать внутригрупповое соперничество ради взаимовыгодного сотрудничества — тем самым удалось опровергнуть тезис о неспособности этого вида обезьян к кооперации. При этом у шимпанзе, как и у человека, существуют определенные механизмы влияния на поведения других особей.

Активация новых нейронов гиппокампа у мышей улучшила память и настроение при болезни Альцгеймера