Антропологи описали инструмент для набивки татуировок, сделанный индейцами, которые жили на юго-западе Северной Америки в I веке нашей эры, рассказывается в Journal of Archaeological Science: Reports. Инструмент представляет собой палочку, к которой прикручены веревкой две кактусовые колючки, а в качестве краски древние использовали жженый уголь или сажу. Это древнейший инструмент для татуировок, обнаруженный на юго-западе континента.
Предположительно, жители юго-запада Северной Америки делали татуировки еще в древности, но прямых доказательств сохранилось очень мало. Археологи изредка находят инструменты, с помощью которых наносили татуировки, древнейшие из которых датированы 1100–1280 годами. А татуированных мумий индейцев, которые жили до появления на континенте европейцев, на юго-западе континента пока что так и не обнаружили.
Примерно с 1500 года до нашей эры до 750 года нашей эры на юго-западе континента жили представители культуры баскетмейкер («производители корзин»). Бóльшую часть этого периода они оставались охотниками-собирателями: кочевали небольшими группами на плато Колорадо, собирая дикие растения и охотясь на дичь. К оседлой жизни они перешли в период между 50 и 500 годами нашей эры, когда начали культивировать кукурузу. «Производители корзин» жили в пещерах или домах-полуземлянках, умели делать горшки из обожженной глины и одежду из хлопка.
Одно из мест, где обитали «производители корзин» в 50-200 годах нашей эры, это местечко Тёрки Пен (Turkey Pen) на юго-востоке штата Юта. Археологи уже находили здесь в культурных слоях хорошо сохранившиеся кукурузные початки, фрагменты плодов тыквы, человеческие и индюшиные копролиты. В 1972 году здесь нашли две кактусовые колючки, которые были примотаны к деревянной палочке веревками из листьев юкки. Кончики колючек были окрашены в черный цвет, а все приспособление было длиной около 10 сантиметров.
В наши дни американские антропологи под руководством Эндрю Гилларит-Брауна (Andrew Gillreath-Brown) нашли артефакт в музее и предположили, что это был инструмент для набивки татуировок. Ученые исследовали артефакт с помощью сканирующей электронной микроскопии, чтобы определить, из каких растений он был сделан. Элементный состав черного вещества авторы анализировали с помощью рентгеновской флуоресценции. Оказалось, что инструмент был сделан из ветки кустарника скунсового сумаха (Rhus trilobata) и колючек опунции (Opuntia spp.), а черный пигмент состоял из угля или сажи. Исследователи предположили, что жители Терки Пен могли добавлять в краску соединения железа или марганца, как это делали индейцы в XIX-начале XX веков, но не нашли следов ни тех, ни других.
Также исследователи датировали радиоуглеродным методом копролиты и кукурузные початки из того же слоя, где нашли палочку для татуировок. Оказалось, что артефакт сделали в 79–130 годах нашей эры.
Чтобы проверить, как работал инструмент, авторы сделали несколько копий древнего артефакта из скунсового сумаха и колючек разных видов опунции. В качестве краски они брали смешанный с водой жженый уголь, а в качестве модельной кожи они выбрали свиную. Перед началом эксперимента и после него ученые сделали микрографии колючек, чтобы потом сравнить степень износа старого и нового инструментов — она оказалась примерно одинаковой. Концы колючек в древнем артефакте были окрашены черным на 2,08 миллиметра. Учитывая, что толщина эпидермиса человека составляет два миллиметра, пигмент, по-видимому, вводили под него.
«О татуировках древних людей, которые жили на юго-западе мало говорят, потому что до сих пор не было прямых доказательств того, что они их делали», — говорит Гилларит-Браун. «Этот инструмент для набивки татуировок предоставляет нам информацию об исчезнувшей культуре юго-запада, которой у нас раньше не было».
В прошлом году ученые обнаружили на египетских мумиях древнейшие фигурные татуировки. Люди, тела который впоследствии мумифицировались, умерли 5350-5017 лет назад.
Как заполучить и использовать корень мандрагоры
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
На территории современной Румынии сменились три мифологические эпохи: фракийская, римская и христианская. Их взаимное влияние, а также воздействие соседних культур сформировало пантеон, который сочетает, казалось бы, несочетаемые элементы. Например, христианские святые и Бог соседствуют здесь с дьяволом, который выступает одним из создателей мира и человечества. В книге «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») писательница и переводчик Наталия Осояну рассказывает об истоках румынской мифологии, структуре ее мира и героях сказок, а также о том, из каких фольклорных мотивов складывается фигура знаменитого графа Дракулы. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным сбору и волшебным свойствам мандрагоры.