Американские ученые использовали алгоритм матричного разложения для создания классификации ювенильного идиопатического артрита. Это позволило им разделить заболевание на семь типов по локализации воспаления в суставах, а также предсказать развитие заболевания в течение пяти лет после первоначальной диагностики. Статья опубликована в журнале PLoS Medicine.
Считается, что артриту (воспалительным поражениям суставов) в большей степени подвержены люди старше 35 лет, причем женщин среди пациентов с заболеванием больше, чем мужчин. При этом хронические воспаления суставов встречаются и у детей: ювенильным идиопатическим артритом (ЮИА) болеют около 0,2 процента людей в возрасте до 16 лет. Диагноз ставится на основании наблюдений врачом в течение нескольких месяцев: при исключении других заболеваний патогенез описывается перечислением задетых воспалением суставов.
Более точную классификацию ЮИА решили предложить ученые из Университета Торонто под руководством Саймона Энга (Simon Eng). Они собрали данные о характере болезни 640 подростков и детей с артритом, которые еще не проходили лечение: для каждого была доступна информация о задетых заболеванием суставов. Эту информацию затем проанализировали с помощью алгоритма неотрицательного матричного разложения, который позволяет кластеризовать матрицу X с одними данными (в этом случае — с данными о воспаленных суставах) на две матрицы — W и H (в этом случае — матрица связи суставов с факторами, характерными для диагностированной формы артрита, и матрицы связи этих факторов с пациентами) таким образом, что X ≈ W*H. Такое разложение позволяет кластеризовать пациентов не по факторам (то есть общему патогенезу их заболевания), а по совместно вовлеченным в заболеванием суставам.
Таким образом ученым удалось классифицировать ЮИА на семь типов, каждый из которых характеризуется наибольшим воспалением в определенной зоне: таз, пальцы, запястья, пальцы на ногах, лодыжки, колени и последний, рассеянный тип, который наблюдался у семи пациентов. Полученная классификация не совпадала с классификацией, основанной на поставленных врачами диагнозах.
При этом ученые заметили, что у части пациентов наблюдались сразу несколько типов ЮИА, то есть задеты были сразу несколько совокупностей суставов: у примерно четверти пациентов ученым не удалось точно локализовать ЮИА согласно разработанной классификации. Понаблюдав участников исследования в течение пяти лет, они выяснили, что патогенез ЮИА пациентов с локализованным воспалением остался таким же, а у тех, кто попал сразу под несколько типов классификации, — нет. Кроме того, за пятилетний период лечение было наиболее эффективным среди пациентов, тип ЮИА которых был локализован.
По мнению авторов работы, разработанная ими классификация может помочь использовать более точечную терапию ЮИА, а также точнее предсказывать эффективность лечения и вероятность полного выздоровления. Следует уточнить, что предложенная учеными классификация официально не принята медиками, а также требует, чтобы пациент не был подвергнут лечению.
Новую классификацию на основе анализа данных о пациентах предлагают и для диабета: в прошлом году европейские ученые предложили расширить ее с двух типов до пяти.
Елизавета Ивтушок
Они вызвали у него механическую желтуху
75-летний колумбиец поступил в отделение неотложной помощи с жалобами на лихорадку, обесцвеченный стул и боли в животе, которые беспокоили его в течение трех недель. При осмотре врачи отметили повышение температура тела, желтуху и болезненность в правом подреберье. Лабораторные исследования показали воспалительные изменения в организме и повышенное содержание конъюгированного билирубина. Ультразвуковое исследование правого подреберья показало застой желчи в общем желчном протоке и трубчатые структуры внутри него. Пациенту провели эндоскопическую операцию (ретроградную холангиопанкреатографию), во время которой врачи обнаружили червя, выступающего из фатерова сосочка. Это был круглый червь Ascaris lumbricoides — возбудитель аскаридоза. В дальнейшем врачи нашли в этом месте еще двух червей. Случай описан в The New England Journal of Medicine. При аскаридозе из яиц червей в кишечнике выходят личинки, которые через венозные сосуды с током крови попадают в печень, а затем — в легкие. Вместе с бронхиальным секретом, выходящим из легких, личинки проглатываются и вновь возвращаются в тонкую кишку, где из них развиваются половозрелые особи. Пациент проживает на юго-западе Колумбии, где наблюдаются проблемы с доступом к чистой воде. Каждый червь был длиной более 20 сантиметров, их удаляли с помощью баллонного катетера. Дополнительно пациенту назначили альбендазол, и через неделю он стал чувствовать себя лучше.