Существующая классификация диабета на две группы (первого типа и второго) не отражает разнообразия разновидностей заболевания. Исследователи проанализировали на большой выборке скандинавских пациентов шесть факторов, связанных с диабетом, и сделали вывод, что по вариабельности этих признаков диабет можно разделить на пять типов и для каждого из них оптимальное лечение может отличаться. Свои выводы медики опубликовали в журнале The Lancet Diabetes & Endocrinology.
Подавляющее большинство случаев заболевания диабетом традиционно делится на два типа — тот, причиной которого становится недостаточная выработка инсулина клетками поджелудочной железы в результате их деструкции (диабет первого типа), и тот, причиной которого становится потеря тканями чувствительности к инсулину (диабет второго типа). До 85 процентов случаев диабета относят ко второму типу, однако эта разновидность диабета — гетерогенное заболевание, которое вызывается разными причинами и может сопровождаться разными осложнениями. Каждый подтип диабета может требовать особого подхода в терапии, поэтому при диагностике важно более строго его классифицировать.
Исследователи из Центра исследования диабета университета Лунда (Швеция) и финского Института молекулярной медицины провели кластерный анализ данных, собранных на выборке в 8980 человек, у которых недавно диагностировали диабет "классического" типа. Признаки, которые анализировали ученые, включали в себя возраст пациентов (все они были старше 18 лет), индекс массы тела, активность инсулин-продуцирующих клеток и чувствительность к инсулину (эти два фактора оценивались на основе моделирования при помощи специальной гомеостатической модели). Также список включал в себя два клинических маркера, используемых в диагностике диабета: концентрацию гликилированного гемоглобина и наличие антител на глутамат декарбоксилазу.
По результатам анализа все пациенты разделились на пять групп в зависимости от характеристик заболевания и вероятности осложнений. Ученые повторили анализ еще на трех выборках шведских и финских пациентов, включающих в общей сложности 5795 человек, и получили сходные результаты.
Три типа заболевания были определены как тяжелые, и два — как умеренные. Например, пациенты с самой высокой устойчивостью к инсулину имели высокий риск развития почечной недостаточности. В эту группу попало 11-17 процентов больных. Во вторую «тяжелую» группу попали молодые пациенты с инсулиновой недостаточностью не аутоиммунной природы (от девяти до 20 процентов), а в третью (6-15 процентов больных) — с аутоиммунной инсулиновой недостаточностью. Большинство больных страдали диабетом в мягкой форме, вызванным возрастными изменениями (около 40 процентов участников), либо диабетом, ассоциированным с ожирением (18-23 процента участников).
Таким образом, для назначения адекватного лечения требуется более тщательная диагностика типа диабета, заключают авторы. К примеру, только небольшая часть пациентов из второй и третьей группы с инсулиновой недостаточностью получала в качестве терапии инсулин. Исследователи также не исключают, что со временем одна форма диабета может переходить в другую.
Ранее мы рассказывали, что в патогенезе диабета задействован амилоидный белок. Таким образом, диабет может иметь много общего с прионными заболеваниями и даже быть заразным.
Дарья Спасская
Эффект продлился несколько месяцев
Американские ученые в рамках клинического исследования выяснили, что восемь сеансов флоатинга за месяц (по два раза в неделю) значительно снижают тревожность и неудовлетворенность собственным телом у людей с нервной анорексией. Как сообщается в журнале eClinicalMedicine, такой эффект сохранялся на протяжении нескольких месяцев. При нервной анорексии человека не устраивает его внешний вид из-за мнимого лишнего веса. Из-за этого он начинает неконтролируемо худеть, что может приводить к тяжелым расстройствам здоровья и даже смерти. Часто это заболевание сопряжено с повышенной тревожностью, и в целом, ложится большим бременем на семью и общественное здравоохранение. Высокий риск рецидива делает эту болезнь трудно курируемой и приводит к высокой смертности. Поэтому поиск новых подходов к терапии нервной анорексии становится все более важной задачей в психиатрии. В камерах сенсорной депревации — флоатинг-капсулах — человек изолирован от любых ощущений: на него не действуют ни звук, ни свет, ни запахи, а сам он находится в растворе высокой плотности с температурой человеческого тела, что позволяет ощущать себя пребывающим в невесомости. В нескольких исследованиях флоатинг использовался в качестве альтернативной терапии тревожных расстройств, однако его потенциал для лечения нервной анорексии все еще изучен слабо. Команда ученых под руководством Сахиба Халсы (Sahib Khalsa) из Университета Талсы исследовала, как флоатинг влияет на тревожность и неудовлетворенность собственным телом у пациентов с нервной анорексией. Для этого они набрали 67 человек с нервной анорексией и случайно распределили их по группам: 45 в группе флоатинга, 22 в группе обычного лечения (в группе флоатинга люди также получали обычное лечение). Исходные характеристики между группами практически не отличались. Процент участников, принимавших психотропные препараты, был выше в группе флоатинга. Участники группы вмешательства посетили в среднем 7,7 сеанса при средней продолжительности сеанса плавания 49,4 минуты. Сразу после окончания курса у пациентов группы флоатинга врачи отметили значительное снижение неудовлетворенности телом от до-до послесессионного периода в группе плавающего отдыха (р < 0,0001), в то время как группа, получавшая обычный уход, не показала существенных изменений в показателях неудовлетворенности телом. Такой эффект сохранялся как минимум в течение 16 недель, однако спустя шесть месяцев неудовлетворенность снова нарастала. Однако общая тревожность продолжала оставаться низкой. В дальнейшем ученые рассчитывают сделать это исследование более масштабным и разобраться, как именно флоатинг может влиять на симптомы нервной анорексии. Недавно американские ученые сообщили, что псилоцибин и психотерапия улучшило состояние пациенток с нервной анорексией.