Фекалии указали на упадок Кахокии из-за наводнения и засухи

Анализ фекалий жителей Кахокии, которые жили сотни лет назад, позволил выяснить причину упадка этого города, говорится в Proceedings of the National Academy of Sciences. Город, находившийся на берегу Миссиссипи, был крупнейшим поселением на территории США до появления там европейцев, но в XIV веке его забросили по неизвестной причине. Ученые сравнили демографические данные, которые они получили, анализируя фекалии, с палеоклиматическими данными, и пришли к выводу, что около 1150 года случилось большое наводнение, которое произошло одновременно с многолетней засухой. После этих природных катаклизмов население города стало уменьшаться.

Миссиссипская культура существовала, предположительно, в 800–1600 годах нашей эры в центральной и восточной части Северной Америки. Представители этой культуры жили в городах и деревнях, соединенных между собой торговыми путями. Крупнейшим поселением была Кахокия, находившаяся у реки Миссиссипи, на противоположном берегу от современного Сент-Луиса. Здесь сохранилось 80 курганов на площади около девяти квадратных километров, но территория древней Кахокии была почти вдвое больше. Город находился недалеко от мест впадения в Миссиссипи ее притоков Миссури и Иллинойса и в 1000-1050 годах стал крупным торговым центром. Диапазон торговых связей Кахокии был очень широк: жители торговали с индейцами, жившими у Великих озер на севере, и на побережье Мексиканского залива на юге. В период расцвета, по разным оценкам, Кахокию населяли от 3 до 15 тысяч человек, но к концу XII века численность населения города начала падать, а к 1400 году он был заброшен. Среди причин упадка археологи называют чрезмерную эксплуатацию ресурсов — сведение лесов и исчезновение животных из-за чрезмерной охоты; политический кризис; многолетнюю засуху, изменения количества осадков и наводнения.

Американские исследователи под руководством Сиссель Шредер (Sissel Schroeder) из Висконсинского университета в Мадисоне предположили, что одной из причин упадка Кахокии стал ряд сильных наводнений, которые произошли за относительно короткий промежуток времени. Одно из крупнейших из них случилось около 1150 года, незадолго до того, как численность населения города начала уменьшаться. По другим гипотезам, жители забросили Кахокию по причине многолетней засухи, или изменения в количестве и продолжительности осадков, из-за которых стало невозможно прокормить большое количество людей.

В другой работе исследователи оценили изменение населения Кахокии по количеству органического вещества копростанола в отложениях в озере Лошадиная Подкова, находившемся рядом с городом. Копростанол образуется в кишечнике человека из холестерина и может сохраняться в отложениях сотни и тысячи лет. Некоторые домашние млекопитающие, в частности, овцы и свиньи, тоже вырабатывают копростанол, но в Доколумбовой Америке ни тех, ни других не было, они появились вместе с европейцами. Исследователи получили результаты, которые соответствовали археологическим оценкам численности населения Кахокии. После 900 года население города начало расти и к 1000 году вышло на максимум. После 1100 года численность жителей начинает уменьшаться, сначала не слишком быстро, а потом все стремительнее, и в начале XV века достигает минимума.

В новом исследовании ученые под руководством Сиссиль Шредер и Лоры Стевенс из Университета штата Калифорния сравнили демографические данные, которые они получили с помощью копростанола, и реконструкцию климатических изменений из своей более ранней работы и исследований других авторов (1, 2, 3). Климатические изменения ученые отслеживали по соотношению изотопов кислорода (δ18O) в карбонатных отложениях в озере Лошадиная Подкова. Эта величина, в том числе, позволяет оценить испарение, и, наоборот, поступление воды. Более легкий изотоп 16O быстрее испаряется, соответственно, в дождевой воде его тоже больше, чем 18О. То есть во время засухи значение δ18O будет возрастать, а во время наводнений, наоборот, падать. Кроме того, чтобы определить, когда произошли наводнения, во время которых речная вода попадала в озеро, исследователи проанализировали размеры частиц из озерных отложений и их распределение.

Результаты сравнения данных показали, что численность населения начала уменьшаться около 1150 года. В то же время произошло сильное наводнение и засуха, которые, очевидно, пагубно сказались на сельском хозяйстве. По словам Сиссиль Шредер, в это же время появляются и археологические доказательства упадка, уменьшается количество и плотность расположения домов. Появляются признаки «социо-политических или экономических факторов, которые стимулировали какую-то реорганизацию», — говорит Шредер. «Когда мы видим корреляцию с климатом, некоторые археологи считают, что климат не имеет отношения к возникшим проблемам. Но когда значительные изменения климата показывают, что люди сталкиваются с новыми сложными задачами, подтвердить этот аргумент трудно».

Недавно исследователи показали, что индейцы на северо-западе Северной Америки курили табак во время ритуальных практик еще 4,5 тысячи лет назад. Хотя раньше считалось, что на северо-западе континента табак появился только после появления там европейцев.

В Англии нашли раннесредневековое девиантное захоронение молодой девушки