Четыре вида животных 70 миллионов лет назад смогли ужиться в одном гнезде

В Румынии нашли гнездо, которое делили четыре вида животных: два вида птиц, гекконоподобные ящерицы и небольшие крокодиломорфы. Как сообщается в Scientific Reports, палеонтологи нашли его в отложениях позднего мелового периода, сформированных 66-72 миллиона лет назад.

В современном животном мире подобное соседство разных видов встречается довольно часто. Как пример можно привести гекконов Дарвина, которые откладывают яйца в гнезда бакланов или чаек. Так они обеспечивают яйца теплом и защитой, а себя — едой, поскольку едят водоросли, которые птицы используют при сооружении гнезда. Рептилии гаттерии живут в норах качурок, которые те роют, чтобы выводить птенцов. Но качурки активны днем, а гаттерии — ночью, так что друг другу они не мешают. Дарвинов нанду и хохлатый тинаму в Патагонии гнездятся и выводят птенцов бок о бок с магеллановыми пингвинами. Но насколько совместное гнездование было типично для древних животных — непонятно. Палеонтологи довольно часто находят кладки яиц древних рептилий и птиц, но в подавляющем большинстве случаев это скорлупа и яйца лишь одного вида животных. Скопления окаменелостей, которые указывали бы на совместное гнездование нескольких видов, ученые находили лишь в единичных случаях.

Исследователи из пяти стран под руководством Гарета Дайка (Gareth Dyke) из Университета Бабеш-Бойяи описали еще один (возможно, древнейший) случай совместного гнездования. В центре Румынии, в отложениях позднего мелового периода, сформировавшихся примерно 66-72 миллиона лет назад, они нашли скопление окаменевшей яичной скорлупы и отдельных костей разных видов позвоночных животных. Авторы изучили морфологию костей, а скорлупу (230 фрагментов) проанализировали с помощью оптической и сканирующей электронной микроскопии.

Выяснилось, что в скоплении содержались куски скорлупы, почти целые яйца и кости четырех видов животных. Самой многочисленной (порядка 70 процентов) была скорлупа яиц энанциорнисовой птицы. Около 28 процентов скорлупы оставила рептилия из надотряда крокодиломорф. В оставшихся отдельных фрагментах ученые опознали скорлупу яиц какой-то птицы неизвестного вида, а также скорлупу яиц гекконоподобной ящерицы.

Исследователи предполагают, что, вероятно, нашли гнездо энанциорнисовой птицы, в котором нашли приют еще несколько видов животных. Авторы считают маловероятным, что скорлупа других видов осталась от обеда или ужина хищного энанциорниса — ни на одном из фрагментов не сохранилось следов желудочного сока. По мнению ученых, вероятнее всего в гнезде откладывали яйца как минимум четыре вида животных. Возможно, энанциорнисовая птица соорудила гнездо в укромном месте, которое образовали сезонные наводнения. Здесь кладка была спрятана от хищников, а остальные животные уже позже подселились, так как крупная хищная птица защищала не только своих будущих отпрысков, но и их потомство.

Недавно палеонтологи показали, что птенцы энанциорнисовых птиц были довольно беспомощными. Ранее ученые считали, что энанциорнисы вылуплялись довольно развитыми, они могли сами бегать и кормиться и довольно быстро начинали летать. Но оказалось, что сначала кости скелета у них были довольно мягкими и окостеневали неравномерно, так что до начала полетов проходило некоторое время.

Анализ скопившегося за 2200 лет гуано указал на смену рациона андских кондоров