Окаменелости энанциорнисовой птицы указали на беспомощность древних птенцов

Палеонтологи изучили окаменелости птенца энанциорнисовой птицы возрастом 127 миллионов лет и выяснили, что разнообразные стратегии развития, которые характерны для современных птиц, были выработаны более ста миллионов лет назад. В статье, опубликованной в Nature Communications, исследователи описывают окаменелости птенца, вероятно, погибшего вскоре после рождения, и сравнивают его с другими представителями древних птиц.

Энанциорнисовые птицы жили по всей планете в меловом периоде (примерно 130-66 миллионов лет назад) и вымерли в одно время с динозаврами. Сейчас описано свыше 80 видов этого вымершего подкласса. Свое название — «противоптицы» — они получили из-за особенностей строения скелета, отличавшегося от морфологии современных птиц. В частности, плечевая кость энанциорнисовых находилась в «обратном» положении, соответственно, сустав был устроен «наоборот». Кроме того, ученые до сих пор не могут объяснить механизм их полета, также энанциорнисовые отличались от современных птиц наличием зубов и когтями на крыльях.

В новом исследовании палеонтологи из Манчестерского университета под руководством Фабиена Нолля (Fabien Knoll) описали окаменелости птенца энанциорнисовой птицы, найденные в отложениях Лас Ойяс в Испании, которые датируются периодом 129-125 миллионов лет назад. Размеры птенца не превышали пяти сантиметров, а весил он при жизни, вероятно, около 85 граммов. По-видимому, он погиб вскоре после вылупления и это позволило исследователям проанализировать, как развивались «противоптицы».

Авторы работы обнаружили, что грудная кость птенца состояла из хрящей и до его смерти еще не окостенела. В то же время, процесс происходил неравномерно, и хвостовые позвонки уже окостенели. Вероятно птенец еще не мог летать, но уже не был полностью беспомощным. Ранее исследователи полагали, что энанциорнисовые птицы вылуплялись уже хорошо развитыми, сразу могли бегать и самостоятельно кормиться, и быстро «вставали на крыло».

Палеонтологи сравнили окаменелости птенца, найденного в Лас Ойяс, с остатками других птенцов энанциорнисовых птиц, найденных ранее, и выяснили, что окостенение скелета у них происходило по-разному, а не по единому образцу. Что свидетельствует о том, что стратегии развития «противоптиц», возможно, были разнообразнее, чем считалось раньше.

«Новые окаменелости, вместе с уже найденными в разных уголках планеты, позволили нам заглянуть в мир древних птиц, которые жили в эпоху динозавров. Удивительно понимать, что многие особенности, которые характерны для ныне живущих птиц, появились более ста миллионов лет назад», — говорит один из авторов исследования Луис Чиаппе (Luis Chiappe) из Музея естественной истории в Лос-Анджелесе.

Недавно исследователи нашли прекрасно сохранившегося птенца энанциорнисовой птицы в бирманском янтаре возрастом 99 миллионов лет. По-видимому, птенец недавно вылупился, но у него уже были хвостовые и маховые перья, но при этом тело было практически голым.

Палеонтологи разрешили вымершим гигантским марабу с острова Флорес летать

Вымершие гигантские марабу с острова Флорес, которых считали нелетающими, все же были способны к активному полету. К такому выводу пришли палеонтологи, проанализировав кости этих птиц, обнаруженные за последние двенадцать лет. Кроме того, исследователям пришлось отказаться от идеи, что флоресские марабу приобрели выдающиеся размеры за счет островного гигантизма. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, более вероятно, что они унаследовали эту черту от предков с континента. Согласно данной гипотезе, марабу с Флореса были одними из последних представителей эволюционной линии гигантских марабу.