Окаменелости энанциорнисовой птицы указали на беспомощность древних птенцов

Палеонтологи изучили окаменелости птенца энанциорнисовой птицы возрастом 127 миллионов лет и выяснили, что разнообразные стратегии развития, которые характерны для современных птиц, были выработаны более ста миллионов лет назад. В статье, опубликованной в Nature Communications, исследователи описывают окаменелости птенца, вероятно, погибшего вскоре после рождения, и сравнивают его с другими представителями древних птиц.

Энанциорнисовые птицы жили по всей планете в меловом периоде (примерно 130-66 миллионов лет назад) и вымерли в одно время с динозаврами. Сейчас описано свыше 80 видов этого вымершего подкласса. Свое название — «противоптицы» — они получили из-за особенностей строения скелета, отличавшегося от морфологии современных птиц. В частности, плечевая кость энанциорнисовых находилась в «обратном» положении, соответственно, сустав был устроен «наоборот». Кроме того, ученые до сих пор не могут объяснить механизм их полета, также энанциорнисовые отличались от современных птиц наличием зубов и когтями на крыльях.

В новом исследовании палеонтологи из Манчестерского университета под руководством Фабиена Нолля (Fabien Knoll) описали окаменелости птенца энанциорнисовой птицы, найденные в отложениях Лас Ойяс в Испании, которые датируются периодом 129-125 миллионов лет назад. Размеры птенца не превышали пяти сантиметров, а весил он при жизни, вероятно, около 85 граммов. По-видимому, он погиб вскоре после вылупления и это позволило исследователям проанализировать, как развивались «противоптицы».

Авторы работы обнаружили, что грудная кость птенца состояла из хрящей и до его смерти еще не окостенела. В то же время, процесс происходил неравномерно, и хвостовые позвонки уже окостенели. Вероятно птенец еще не мог летать, но уже не был полностью беспомощным. Ранее исследователи полагали, что энанциорнисовые птицы вылуплялись уже хорошо развитыми, сразу могли бегать и самостоятельно кормиться, и быстро «вставали на крыло».

Палеонтологи сравнили окаменелости птенца, найденного в Лас Ойяс, с остатками других птенцов энанциорнисовых птиц, найденных ранее, и выяснили, что окостенение скелета у них происходило по-разному, а не по единому образцу. Что свидетельствует о том, что стратегии развития «противоптиц», возможно, были разнообразнее, чем считалось раньше.

«Новые окаменелости, вместе с уже найденными в разных уголках планеты, позволили нам заглянуть в мир древних птиц, которые жили в эпоху динозавров. Удивительно понимать, что многие особенности, которые характерны для ныне живущих птиц, появились более ста миллионов лет назад», — говорит один из авторов исследования Луис Чиаппе (Luis Chiappe) из Музея естественной истории в Лос-Анджелесе.

Недавно исследователи нашли прекрасно сохранившегося птенца энанциорнисовой птицы в бирманском янтаре возрастом 99 миллионов лет. По-видимому, птенец недавно вылупился, но у него уже были хвостовые и маховые перья, но при этом тело было практически голым.

Родственники приматов заселили арктический остров в раннем эоцене