Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Сцеживание изменило микробиоту грудного молока

Лукас Кранах Младший «Милосердие» (XVI век)

Hambourg Kunsthalle

Канадские ученые выяснили, что на микробиоту грудного молока женщины влияет несколько различных факторов, самый значимый из которых — способ вскармливания. Так, изучив почти 400 образцов молока, они показали, что в молоке женщины, которая пользуется молокоотсосом для сцеживания, больше патогенных бактерий и меньше бифидобактерий. Статья опубликована в журнале Cell Host & Microbe.

В первые несколько месяцев жизни ребенок питается грудным молоком или специальной смесью, по составу похожей на грудное молоко. Как и в любой человеческой жидкости, в грудном молоке есть бактерии, которые помогают создать микробиоту кишечника младенца. Тем не менее, микробиота самого грудного молока может зависеть от множества различных факторов, включая питание матери, ее физическое и психическое состояние.

Ученые под руководством Меган Азад (Meghan Azad) из Детского госпиталя Исследовательского института в Манитобе (Канада) решили изучить эти факторы подробнее. В их исследовании приняли участие 393 молодые кормящие матери, которые предоставили образцы своего грудного молока, а также данные о себе (индекс массы тела, возраст, пищевые привычки, раса), ребенке (пол, метод и срок рождения, вес при рождении, наличие сиблингов и прием антибиотиков) и предпочитаемом методе кормления.

Основную микробиоту грудного молока женщин составляли протеобактерии (около 67 процентов) и фирмикуты (около 24 процентов): из них чаще всего встречались бактерии стрептококки, стафилококки и ралстония. При этом молоко разных женщин значительно отличалось между собой по составу микробиоты.

Среди факторов, от которых зависел состав микробиоты грудного молока, ученые выделили наличие двух старших сиблингов ребенка, его пол и индекс массы тела матери. Наиболее значимым фактором, от которого зависел состав микробиоты грудного молока, оказался метод вскармливания: обычное грудное вскармливание или сцеживание молока с помощью молокоотсоса. В частности, в грудном молоке женщин, которые для кормления пользуются молокоотсосом, наблюдалось большее количество энтеробактерий, которые включают в себя известные патогены вроде сальмонеллы и кишечной палочки. При этом «полезные» бактерии из рода бифидобактерий (антагонисты к патогенным бактериям) встречались в таком молоке реже.

Авторы отмечают, что, несмотря на то, что они обнаружили значимые отличия между молоком, полученным естественным путем, и молоком, полученным при помощи сцеживания через молокоотсос, и пришли к выводу, что микробиота сцеженного молока может быть потенциально более опасной для ребенка, сделать выводы о его влиянии на здоровье младенца нельзя. Для этого необходимо далее проводить исследования, изучающие влияние различных практик грудного вскармливания на здоровье и развитие ребенка.

Несколько лет назад ученые выяснили, что антибактериальными свойствами обладают содержащиеся в грудном молоке олигосахариды: в частности, они ограничивают формирование пленок у некоторых видов стрептококков.