Перспективный средний многоцелевой вертолет Ми-38 успешно прошел испытания сильными морозами. Как пишет ATO.ru, проверки проводились в рамках программы сертификации вертолета. Машина проходила испытания с конца декабря 2018 года по 23 января 2019 года в аэропорту Мирный в Якутии. В частности, разработчики проверили запуск двигателей Ми-38 при температуре воздуха минус 40 градусов Цельсия без предварительного прогрева.
Разработка многоцелевого вертолета Ми-38 с паузами ведется с 1981 года. В 1991 году был впервые представлен макет машины, а в 2003 году вертолет совершил первый полет. Ми-38 имеет в длину 19,9 метра, в ширину — 4,5 метра, а диаметр несущего винта — 21,1 метра. Машина способна развивать скорость до 320 километров в час и перевозить грузы массой от пяти до шести тонн на расстояние 1,3 тысячи километров. Ми-38 выполнен по классической вертолетной схеме. Он оснащен шестилопастным несущим винтом и X-образным рулевым винтом. Лопасти винтов выполнены из углепластика.
Изначально Ми-38 планировалось оснастить американскими турбовальными двигателями PW127TS взлетной мощностью 2,5 тысячи лошадиных сил. Теперь же на машину устанавливаются турбовальные двигатели ТВ7-117В взлетной мощностью 2,8 тысячи лошадиных сил. Эти двигатели разработаны на базе самолетных турбовинтовых ТВ7-117С, предназначенных для установки на военно-транспортные самолеты Ил-112В и пассажирские Ил-114. Испытания в Якутии проходил вертолет именно с ТВ7-117В.
В общей сложности почти за месяц испытаний вертолет выполнил 49 полетов, из которых 19 были проведены на территории Накынского месторождения. Разработчики проверили работоспособность узлов и агрегатов машины, а также функционирование бортовых систем, включая и после «вымораживания» Ми-38. По итогам проверок планируется доработать внешнюю маслосистему двигателей, а также систему кондиционирования воздуха в кабине пилотов.
В ноябре прошлого года первый полет выполнила десантная версия Ми-38 — Ми-38Т. Она разрабатывается для российских военных и имеет несколько отличий от базовой гражданской версии. В числе доработок, которые претерпела десантная версия вертолета, — установка системы подвески дополнительных топливных баков и модульный салон, который можно быстро переоборудовать в санитарный или грузовой вариант. Машина получила специальное оборудование, включая автопилот с режимами полета по заданному маршруту и захода на посадку, стабилизации пространственного положения и автоматического висения.
Василий Сычёв
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.