Опубликована самая крупная база астрономических данных

Астрономы из проекта Pan-STARRS опубликовали второй каталог данных, собранных за четыре года работы. Его размер составляет 1,6 петабайт, что делает его самой крупной когда-либо выпущенной базой астрономических данных, сообщается на сайте Института исследований космоса с помощью космического телескопа.

Автоматическая система Pan-STARRS (Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System) будет состоять из четырех телескопов системы Ричи–Кретьена, с зеркалами диаметром по 1,8 метра каждое и 1,4-гигапиксельными ПЗС-камерами, расположенными на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи. На данный момент введены в работу два телескопа (PS1 и PS2), еще два находятся в процессе создания. Цель программы — наблюдение непериодических переменных объектов, таких как вспышки сверхновых, гамма-всплески, метеориты, космический мусор, коричневые карлики, кометы и потенциально опасные для Земли астероиды до 24,5 звездной величины.

Первый телескоп системы Pan-STARRS 1 начал систематические наблюдения в мае 2010 года в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра. За четыре года работы телескоп успел пронаблюдать 12 раз всю доступную область на небесной сфере, используя 5 различных светофильтров. В декабре 2016 года был выпущен первичный каталог данных, теперь же Институт исследований космоса с помощью космического телескопа совместно с Астрономическим институтом на Гавайях выпустил второй каталог данных Pan-STARRS DR2, содержащий снимки, на которые попали около трех миллиардов отдельных источников, таких как звезды, галактики и другие объекты. Общий размер нового каталога составляет 1,6 петабайт, что делает его самой крупной когда-либо выпущенной базой астрономических данных и в 30 тысяч раз превышает общий размер всех текстов в Википедии.

Каталог доступен для астрономов и наблюдателей со всего света онлайн, сами данные хранятся в Архиве для космических телескопов имени Барбары Микульской. Изображения из Pan-STARRS DR2 позволяют любому желающему открыть ранее неизвестный околоземный астероид или комету, обнаружить вспышку сверхновой или проследить за изменением яркости переменной звезды или далекого квазара, что может помочь понять расстояние до других галактик или узнать больше о процессах, шедших в ранней Вселенной.

О том как наблюдения системы Pan-STARRS помогли астрофизикам открыть нескольких необычных сверхновых читайте в нашем специальном материале «Новые сверхновые или первые результаты Pan-STARRS».

Венерианские молнии оказались неопасны для атмосферных исследовательских зондов