Североатлантическое колебание, определяющее зимнюю погоду в Европе, вопреки предыдущим исследованиям оказалось не связано с 11-летним солнечным циклом, заявляют американские ученые. По-видимому, это колебание возникает ввиду естественной изменчивости климата, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.
Североатлантическое колебание (North Atlantic Oscillation) — естественный феномен перераспределения атмосферных масс между Арктикой и субтропической Атлантикой. Это ключевой фактор зимней погоды в Северном полушарии: положительная фаза колебания приносит в Европу мягкие и влажные зимы, а отрицательная — снежные и холодные. В предыдущих работах их авторы указывали на корреляцию между фазами колебания и 11-летним солнечным циклом, что, по мнению ученых, потенциально указывало на связь этих параметров, давало возможность прогнозировать эти фазы и определять характер европейских зим на много лет вперед.
Габриэль Чиодо (Gabriel Chiodo) из Колумбийского университета в США и его коллеги решили проверить, действительно ли эта связь существует. Для этого они реконструировали из доступных инструментальных метеорологических данных данные о колебании и индексе солнечной активности, а также использовали климатические модели Community Earth System Model и WACCM (Whole Atmosphere Community Climate Model) для того, чтобы точнее определить, какие факторы влияют на фазы колебания.
Ученые обнаружили, что до 1960 года никаких свидетельств корреляции между NAO и солнечным циклом не существовало, тогда как после 1960 года этот фактор объяснял лишь до 10 процентов изменчивости колебания. А комплексная климатическая модель, которую они использовали, показала, что, судя по всему, колебание зависит от изменчивости атмосферы, а не от Солнца, пишут ученые. «Изменчивость Североатлантического колебания на десятилетних масштабах может возникать естественным путем, без внешних драйверов помимо взаимодействия океана и атмосферы», — пишут ученые.
Авторы статьи рассчитывают, что ученые, которые писали о связи между Североатлантическим колебанием и солнечным циклом, с радостью изучат и попытаются опровергнуть их работу. Например, они отмечают, что отсутствие связи до 1960 года теоретически может объясняться недостаточностью данных в этот период, но подчеркивают, что это не отменяет необходимости с осторожностью интерпретировать любую возможную связь между NAO и солнечным циклом. «Я надеюсь, что [ученые] ответят нам, именно так делается наука», — сказал Чиодо, которого цитирует пресс-служба университета.
Ранее NAO связали с неравномерным таянием льдов Гренландии в нынешнем столетии: в 2003–2013 годах таяние льдов ускорилось почти в четыре раза, с 102 до 393 миллиардов тонн льда в год, после чего резко остановилось примерно на полтора года. В сочетании с ростом температуры, вызванным глобальным изменением климата, таяние льдов под влиянием отрицательной фазы Североатлантического колебания существенно усилилось, считают ученые, а резкая пауза совпала с изменением фазы колебания.
Ольга Добровидова
Об этом говорится в новом бюллетене ВМО о качестве воздуха
Эксперты Всемирной метеорологической организации сообщили, что в 2022 году в мире отчетливо проявилась связь между изменением климата и загрязнением воздуха: волны жары в нескольких регионах планеты спровоцировали пожары и выбросы твердых частиц, приземного озона, парниковых газов, а также оксидов серы и азоты. Такую информацию содержит новый бюллетень ВМО о качестве воздуха и пресс-релиз, поступивший в редакцию N + 1. Авторы бюллетеня отметили, что 2022 год продолжил многолетний тренд на снижение выбросов твердых частиц PM 2.5 в Европе, Северной Америке и Восточной Азии (Китай) и усиление такого аэрозольного загрязнения в Южной Азии (Индия). Одновременно с этим в мире также наблюдались локальные положительные аномалии содержания твердых частиц в воздухе, связанные с распространением природных пожаров — например, в бассейне Амазонки и на Аляске в июле и августе 2022 года. Потепление повлияло и на загрязнение тропосферы озоном. Летом 2022 в Европе была зафиксирована рекордно долгая и сильная волна жары, которая привела к активному образованию озона в воздухе и повышению его концентраций до опасных значений практически над всем регионом. Также составители бюллетеня привели данные о растущем ущербе, который озон наносит мировому сельскому хозяйству и продовольственной безопасности: потери урожая под воздействием озона составляют 4,4−12,4 процента для основных продовольственных культур в среднем по миру, а потери пшеницы и сои в основных сельскохозяйственных районах Индии и Китая могут достигать 30 процентов.