Ледовый щит Гренландии тает быстрее, чем считалось: так, за десять лет с 2003 года скорость его таяния увеличилась в четыре раза. Всего в 2002–2016 годах Гренландия теряла в среднем по 280 миллиардов тонн льда в год, подсчитала международная группа ученых. При этом принципиальным в этот период оказалось таяние льда из-за потепления, а не только потеря массы из-за ледников. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Гренландский ледовый щит покрывает практически весь остров и простирается на 1,7 миллиона квадратных километров. Он содержит почти 3 миллиона кубических километров льда: если бы весь этот лед растаял, уровень океана поднялся бы более чем на семь метров. Глобальное изменение климата приводит к усилению таяния гренландского льда, и, поскольку это приведет к росту уровня Мирового океана, ученые пытаются оценить темпы этого таяния и факторы, которые его усиливают.
С 2002 года за состоянием ледового щита Гренландии наблюдает американо-германская миссия GRACE (Gravity Recovery and Climate Experiment), представляющая собой два космических аппарата, которые, в частности, отслеживают потери льда на острове. Ученые проанализировали данные GRACE за этот период и сопоставили их с данными сети наземных наблюдений.
Авторы статьи выяснили, что ледовый щит острова тает быстрее из-за ускоряющегося потепления в атмосфере, причем большая часть потерь льда приходится на юго-запад Гренландии, где почти нет крупных ледников, как на юго-востоке и северо-западе острова, которые выносили бы массу льда в океан, образуя айсберги. Скорее всего, эта потеря льда происходит из-за рек, которые уносят талую воду — авторы статьи считают, что в дальнейшем именно эта часть Гренландии может оказаться более значимым «поставщиком» воды и фактором роста уровня Мирового океана.
Всего с 2002 по 2016 годы Гренландия теряла в среднем по 280 миллиардов тонн льда в год, что эквивалентно 0,76 миллиметра роста уровня океана в год. Но эта потеря льда была неравномерной: в 2003–2013 годах таяние льдов ускорилось почти в четыре раза, с 102 до 393 миллиардов тонн льда в год, после чего резко остановилось примерно на полтора года: чистые потери льда в этот период не превысили 75 миллиардов тонн.
Авторы связывают это с Североатлантическим колебанием (North Atlantic Oscillation), естественным феноменом перераспределения атмосферных масс между Арктикой и субтропической Атлантикой, который, в частности, приносит в западную часть Гренландии теплый воздух и безоблачную погоду (что влияет на таяние снега и льда и на снегопады). В сочетании с ростом температуры, вызванным глобальным изменением климата, таяние льдов под влиянием отрицательной фазы Североатлантического колебания существенно усилилось, считают ученые, а резкая пауза совпала с изменением фазы колебания. «Через пару десятилетий глобальное потепление будет приводить к уровням таяния снега и льда 2012 года и без помощи Североатлантического колебания», — отмечают ученые.
Авторы исследования отмечают, что необходимо более тщательное наблюдение за юго-западной частью острова, где сейчас недостаточно плотная сеть GPS-датчиков, отслеживающих состояние льда.
В конце прошлого года международная команда ученых обнаружила на севере Гренландии метеоритный кратер диаметром 31 километр — это первый случай, когда кратер обнаружен под континентальным ледовым щитом. Кратер под почти километровым слоем льда находится на 25 месте по размеру на Земле и по площади больше Парижа: ученые считают, что он образовался при падении железного метеорита диаметром от одного до полутора километров.
Ольга Добровидова
Впрочем, на острове уже давно живут другие кровососущие двукрылые
В Исландии впервые обнаружили комаров. Как сообщает издание RUV, вечером 16 октября 2025 года Бьёрн Хьялтасон (Björn Hjaltason), натуралист-любитель из муниципалитета Кьосархреппур на западе острова, повесил около своего дома пропитанную вином веревку и наблюдал за насекомыми, которых привлек ее запах. Среди них он заметил незнакомого представителя отряда двукрылых (Diptera) и поймал его. Позднее, 17 и 18 октября, Бьёрну Хьялтасону удалось добыть еще по одному такому же насекомому. Натуралист передал всех трех особей энтомологу Маттиасу Альфредссону (Matthías Alfreðsson) из Института естественных наук Исландии. Тот идентифицировал их как комаров, принадлежащих к широко распространенному в Палеарктике виду Culiseta annulata. Две особи оказались самками, а одна — самцом.