Древняя миксина пролила свет на родство круглоротых

Международная группа ученых описала новый вид миксины, жившей в позднем мелу в Тетисе. Особенности строения этой миксины позволили ученым сделать вывод о ближайшем родстве с миногами, до сих пор не находивший морфологического подтверждения. Кератиновые зубы и особенности расположения мышц объединяют представителей группы круглоротых. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Миноги и миксины — единственные ныне живущие представители бесчелюстных позвоночных, объединяемые в группу круглоротых. Систематика круглоротых (Cyclostomata) вызывает споры среди ученых. Морфологические исследования указывали на то, что это парафилетическая группа. Миноги согласно морфологическим данным оказываются ближе к челюстноротым, чем к миксинам. В этом случае миксины оказались бы примитивной по строению группой хордовых. Молекулярные данные указывали на более близкое родство миксин и миног друг другу, чем челюстноротым, то есть на монофилетичность группы. В этом случае миксины оказываются вторично упрощенными родственниками миног. Описание нового ископаемого вида миксины из позднего мела позволяет снять часть противоречий.
Тецуто Мияшита (Tetsuto Miyashita) из Чикагского университета с коллегами из Великобритании и Канады описали новый вид миксины, найденный в позднемеловых отложениях океана Тетис на территории современного Ливана. Возраст окаменелости составляет около 100 миллионов лет. Новый вид был назван Tethymyxine tapirostrum — в названии заключено и место жительства (миксина из Тетиса) и особенность строения (сужающийся носовой вырост, напомнивший исследователям морду тапира).

Отпечаток позволяет рассмотреть некоторые особенности строения мягких тканей. Характерные признаки миксин, судя по этому образцу, появились уже в мелу: хрящевые усики, посткраниальное расположение жабр и слизистые железы. Ископаемая миксина обладала вытянутым носовым выростом и вытянутым хвостовым плавником, не скругленным как у современных миксин. У Tethymyxine tapirostrum было восемь пар жаберных мешков, на одной стороне туловища исследователи насчитали 133 слизистые железы. Хрящи усиков не выходят за пределы носового выроста, а то время как у современных миксин они длиннее. По крайней мере два признака — кератиновые зубные пластины и смещение вперед в заглазничное положение мышц туловища — объединяют круглоротых морфологически. Построенное на основе морфологии 52 таксонов, включая Tethymyxine tapirostrum, филогенетическое дерево согласуется с молекулярными данными о родстве внутри группы Круглоротых.

Новое представление авторов о происхождении и родстве миксин предполагает, что это не примитивная группа, а утратившая некоторые признаки, например, минерализацию скелета, которые присутствовали у ее предков, в процессе специализации. Одновременно, миксины приобрели характерные только для них особенности, такие как слизистые железы.

Слизистые железы помогают миксинам и добывать пищу и защищаться от хищников. При нападении миксина выделяет много слизи и хищник отпускает добычу. При этом сохранить внутренние органы от повреждений при укусе миксинам помогает свободно висящая кожа, слабо прикрепленная к телу.

Александра Кочеткова