Дряблая кожа спасла миксин от акул

Миксина может пережить укус акулы, поскольку ее кожа слабо прикреплена к телу, а не потому, что акула не может ее прокусить. Это установила группа ученых из США и Канады, которая исследовала сопротивляемость миксин укусам. Статья опубликована в Journal of the Royal Society Interface.

Миксина защищается от хищников (например, акул), выпуская большое облако слизи. При попадании в жабры слизь забивает их и мешает хищнику дышать, что заставляет его прекратить атаку. Тем не менее, если мы будем наблюдать за поведением миксины в естественной среде, то мы увидим, что она выпускает слизь только после того, как ее уже укусят (на видео ниже). Это значит, что миксина как-то научилась переживать такие болезненные укусы.

https:www.youtube.com/embed/F8aVgSIDJjM

В данной работе группа биологов под руководством Дугласа Фаджа (Douglas S. Fudge) исследовала два возможных механизма защиты миксины от укусов. Сначала они предположили, что кожа животного может быть достаточно толстой, чтобы акула не смогла ее прокусить, и тогда оно останется невредимым. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые зажимали кожу тихоокеанской миксины (Eptatretus stoutii) между двумя пластиковыми кольцами и пытались проколоть ее с помощью булавки для диссекции насекомых, измеряя величину приложенной силы.

Эту последовательность действий ученые повторили несколько раз, а затем измерили тем же способом сопротивляемость кожи еще 21 вида рыб. Оказалось, что кожа миксины рвется при нагрузке около двух ньютонов, что не позволяет ей пережить укус акулы. Стоит отметить, что этот результат в целом совпадает с результатами измерений сопротивляемости кожи других рыб, хотя миксина не покрыта чешуей.

С другой стороны, если кожа миксины слабо связана с остальным телом рыбы, при укусе она сможет выскользнуть из пасти хищника, и жизненно важные органы останутся невредимыми. В самом деле, вдоль всего тела миксины проходит большая подкожная полость, которая содержит до 30 процентов крови животного. Получается, что кожа крепится к телу только вдоль спины и еще около нескольких желез. Это позволяет миксине временно уменьшать свой объем и пролезать в узкие отверстия, а также дает некоторое дополнительное пространство для маневров, когда животное подвергается атаке.

Чтобы проверить это утверждение, ученые «покусали» образцы недавно убитой тихоокеанской миксины и миноги (Petromyzon marinus) с помощью пружинной гильотины, к которой крепился зуб акулы-мако (Isurus sp.). Скорость движения зуба совпадала со скоростью сжатия челюстей настоящей акулы. У обоих видов миксиновых кожа оказалась пробита во всех испытаниях, однако внутренние органы остались нетронуты (картинки a, d). Затем ученые уменьшили «дряблость» кожи, отрезав ее кусочек и натянув на тело. В этом случае затрагивалась и кожа, и внутренние органы (картинки b, e). Кроме того, в еще одной серии опытов ученые дополнительно приклеили кожу животных к телу с помощью цианоакрилатного клея и повторили эксперимент. На этот раз кожа оказалась пробита только в 92 процентах испытаний, однако в этих испытаниях неизбежно повреждались внутренние органы (картинки c, f).

Таким образом, авторы исследования пришли к выводу, что дряблая кожа миксиновых действительно позволяет им сравнительно безболезненно пережить укус акулы.

Ранее ученые смоделировали «распиливающий» укус акулы с помощью лобзика, к которому прикреплялись образцы зубов рыбы. А недавно мы писали о том, как акулы вызвали стресс у морских котиков.

Генная терапия снизила тягу макак к алкоголю