Британские исследователи выяснили, что звучание акустической гитары практически не зависит от древесины, из которой изготовлены дно и боковые части инструмента. Для этого они заказали в мастерской шесть гитар, выполненных из разных видов дерева, и попросили профессиональных музыкантов на них сыграть и оценить звучание. Статья вышла в декабре в The Journal of the Acoustical Society of America.
Считается, что звучание акустической гитары во многом зависит от используемой для ее изготовления древесины, причем музыканты чаще всего обращают внимание на то, из какого материала сделаны нижняя дека и обечайка — задняя и боковая части гитары. Значение имеет не только то, сделаны ли эти части из цельного куска дерева или же ламината (они по-разному влияют на звучание и прочность инструмента), но и вид используемого дерева. Например, еще со времен Ренессанса для изготовления струнных инструментов использовали бразильского палисандра (Dalbergia nigra): инструменты из этого дерева считались самыми качественными.
Тем не менее, многие виды деревьев (включая бразильский палисандр) сейчас относят к уязвимым или даже вымирающим, из-за чего изготовление музыкальных инструментов из них и дальнейшая покупка становятся очень затратными. Ученые под руководством Самуэля Карканьо (Samuele Carcagno) из Университета Ланкастера решили проверить экспериментально, как древесина, которую используют для изготовления задней и боковых частей гитары, в действительности влияет на звучание инструмента. Для этого они заказали шесть инструментов, которые отличались только древесиной, использованной для изготовления задней и боковых частей: их сделали из бразильского палисандра, индийского палисандра (Dalbergia latifolia), южноамериканского красного дерева (махагони — Swietenia macrophylla), сапеле (Entandrophragma cylindricum), крупнолистого клена (Acer macrophyllum) и ореха Гиндса (Juglans hindsii). Изготовленные гитары существенно не отличались по акустическим параметрам, но отличались по жесткости древесины: самым жестким оказался бразильский палисандр, а наименее жестким — орех Гиндса.
Оценить качество изготовленных гитар также попросили 52 профессиональных гитариста, каждый из которых сыграл на каждом инструменте в затемненной комнате (для того, чтобы не было возможности определить использованную древесину по виду). Результаты опроса показали, что гитаристы не обнаружили существенной разницы между инструментами при оценке звучания. Также ученые попросили еще 31 гитариста оценить сыгранные на разных гитарах мелодии и попытаться отличить один инструмент от другого, и этого им сделать не удалось.
Авторы работы пришли к выводу, что материал, из которого изготовлены задняя и боковые части гитары, незначительно влияют на свойства инструмента и практически никак не сказываются на звучании. По мнению ученых результаты их работы могут быть полезны для сохранения уязвимых видов деревьев, которые используются для изготовления высококлассных инструментов, а также существенно снизить стоимость инструментов вообще.
Ученые изучают звучание и других струнных инструментов: к примеру, несколько лет назад французские и американские исследователи провели опрос, в ходе которого выяснили, что старым скрипкам итальянских мастеров любители музыки предпочитают современные.
Елизавета Ивтушок
Сплав галлия и индия защитил батарейку от водяного пара, кислорода и этанола
Китайские материаловеды предложили запаивать литий-ионные аккумуляторы в гибких электронных устройствах жидким металлом. Жидкий сплав галлия и индия позволил изолировать ячейку от кислорода, водяного пара и этанола, не испортив при этом ее электрохимических свойств. Такая батарейка сохранила больше 70 процентов емкости после 500 циклов зарядки и разрядки и не потеряла свойств при деформации, пишут авторы статьи в Science. Чтобы аккумулятор работал достаточно долго, его функциональные компоненты: электроды и электролит — должны быть максимально изолированы от внешней среды. Тогда внутрь ячейки не будут попадать молекулы газов, в частности воды и кислорода, — и это позволит избежать окисления материалов и падения емкости батареи. Обычно в аккумуляторах для изоляции электрохимической ячейки используют металлы, такие как алюминий. Однако для гибких электронных устройствах, которые должны легко растягиваться и скручиваться, металлы с огромным модулем Юнга (порядка 1010 паскаль) не годятся, и батарейки в них обычно изолируют эластомерами — упругими полимерными материалами. Эластомеры гибкие, но у них обратная проблема: между подвижными полимерными цепочками образуются довольно крупные поры, через которые внутрь электрохимической ячейки свободнее проникают молекулы газов, из-за чего у батарейки быстрее падает емкость. В качестве компромиссного варианта материаловеды предлагают использовать комбинации из эластомеров и металлов, но пока совместить достаточную герметичность батарейки с гибкостью не удается. Китайские материаловеды под руководством Дэна Тао (Deng Tao) из Шанхайского университета Цзяотун предложили решить проблему герметичности аккумуляторной ячейки, запечатывая соединения вместо полимера жидким металлом. Поскольку у жидких металлов нет кристаллической структуры, они могут растягиваться и их эффективный модуль Юнга на несколько порядков ниже, чем даже у полимерных материалов. Из-за этого их довольно часто используют в гибкой электронике в других целях: для термостатирования, охлаждения или в качестве элементов электрических цепей. При этом, как и у твердых металлов в обычных аккумуляторах, у жидкометаллических сплавов очень маленькая пористость и они почти непроницаемы для молекул газов. Проницаемость для воды, как минимум, на два порядка меньше, чем у полимерных материалов, а для кислорода — минимум, на шесть порядков, и соизмерима с проницаемостью у твердых металлов. Чтобы проверить свою идею, исследователи взяли эвтектический сплав галлия и индия, которым запаяли гибкий литий-ионный аккумулятор. Аккумулятор состоял из трех слоев: снизу — гибкая подложка из полидиметилсилоксана, в середине — сама ячейка с оксид-марганцевым катодом, титанат-фосфатным анодом и водным электролитом, а сверху — еще одна пластина из полидиметилсилоксана. Нижняя и верхняя пластины были также покрыты стеклянными шариками, которые работали спейсерами и не давали слоям склеиться. Соединив три слоя между собой и изолировав электроды для предотвращения короткого замыкания, авторы затем заполнили пространство между гибкими пластинами жидким металлом — и получили готовый гибкий аккумулятор. По своим механическим свойствам он не отличался от такой же ячейки без жидкометаллического запаивания (то есть эффективный модуль Юнга изолирующего слоя оказался нулевым, и на поведение батарейки при деформации он не влиял). Чтобы убедиться, что и проницаемость для газа у жидкометаллического слоя низкая, ученые измерили электрохимические параметры аккумулятора после многократных циклов зарядки и разрядки. Оказалось, что без дополнительной механической нагрузки такой аккумулятор сохраняет около 90 процентов емкости после 140 циклов и примерно 72,5 процента — после 500 циклов. Измеренное падение емкости авторы связали с побочными реакциями внутри аккумулятора, а возможное влияние кислорода и водяного пара по сравнению в ними оказалось пренебрежимо малым. Кроме того, авторы проверили, как такая батарейка будет работать при деформации. Оказалось, что никакого измеримого влияния на емкость ни оказывают ни растяжение (до 20 процентов), ни изгиб (на углы до 60 градусов), ни скручивание (на углы до 90 градусов), ни комбинация этих видов деформаций. Авторы работы предполагают, что такие гибкие аккумуляторы можно будет использовать в том числе для создания гибких теплообменных устройств. Поэтому дополнительно ученые показали, что жидкометаллический изоляционный слой непроницаем еще и для этанола — рабочей жидкости в таких устройствах — и эффективно работает при нагревании. Ученые отмечают, что жидкометаллические сплавы также перспективны в качестве барьерных материалов и для беспроводной носимой электроники. Жидкометаллические сплавы материаловеды предлагают использовать не только для вспомогательных компонентов электронных устройств, но и в качестве их функциональных частей. Например, американские ученые собрали аккумулятор, в котором анод сделан из сплава натрия с калием, а катод — из жидких сплавов на основе галлия. А китайские химики — предложили делать из жидкого металла проводящие элементы гибких устройств.