Слушатели предпочли скрипкам Страдивари современные инструменты

Гвидо Рени (1606). Святая Цецилия (фрагмент)

Wikiart.org

Согласно распространенному стереотипу старые скрипки, сделанные итальянскими мастерами, например Страдивари или Гварнери, звучат лучше современных. Французские и американские исследователи выяснили, что это не так. Опытные слушатели после слепых тестов чаще выбирали современные, а не старинные инструменты. Об этом сообщает исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Начиная с начала XIX века, большинство известных скрипачей предпочитали играть на старых скрипках, сделанных в 1550-1750 годах итальянскими мастерами, например, Страдивари и Гварнери. Считалось, что качество звучания этих инструментов не могут превзойти современные скрипки. Исследователи называли разные причины такой исключительности, в том числе состав лака, которым покрывали инструмент, состав смеси, которую мастера использовали для обработки дерева, и наконец само дерево, на свойства которого повлиял малый ледниковый период, один из пиков которого пришелся на XVII-XVIII века.

Однако предыдущие исследования авторов статьи, опубликованные в 2012 и 2014 годах (1, 2), показали, что скрипачи, которые участвовали в слепом тесте и должны были выбрать лучший инструмент по акустическим характеристикам, удобству игры на нем и общему впечатлению, в большинстве случаев выбирали новые скрипки, а не инструменты работы Страдивари или Гварнери. В новом исследовании ученые подключили к экспериментам слушателей, которым предлагали оценить качество звучания старых и новых скрипок.

Ученые провели два слепых теста (то есть испытуемые не знали, старую или новую скрипку они слушают в данный момент). Один эксперимент проводился в Париже, в концертном зале на 300 мест, другой — в Нью-Йорке, в зале на 860 мест. Так как звучание срипки можно в полной мере оценить только в большом помещении, исследователи выбирали для экспериментов полноценные залы. В парижском прослушивании принимали участие 55 «опытных» слушателей — музыкантов, скрипичных мастеров, музыкальных критиков, аудиофилов, композиторов и акустиков. Для них (загороженные экраном) играли семеро скрипачей; для эксперимента отобрали три современных инструмента и три старых скрипки, две из которых были сделаны Страдивари. Также в некоторых экспериментах вместе со скрипачом-солистом играл оркестр. В нью-йоркском эксперименте участвовали 82 человека, три четверти из которых тоже были музыкантами и изготовителями инструментов. Три старых и три новых инструмента «тестировали» перед публикой два скрипача. Участникам обоих экспериментов предлагалось сравнить качество звучания нескольких пар скрипок (исследователи подбирали пары «новый-старый» инструменты) и оценить его по нескольким параметрам, в том числе, по силе звука, его громкости и полетности (способности распространяться на большие расстояния).

Участники обоих экспериментов, вне зависимости от музыкального опыта и рода занятий, предпочитали современные инструменты. Также не играло роли, слушали ли они скрипки соло или в сопровождении оркестра. Интересно, что мнения слушателей совпали с мнением скрипачей: в предыдущем исследовании авторов статьи шесть из десяти музыкантов в ответ на вопрос «какую из скрипок вы бы выбрали для следующего гастрольного турне» выбрали современный инструмент.

Недавно химики из Тайваня провели исследование древесины, из которой были сделаны несколько скрипок Страдивари и Гварнери, и выяснили, что она была обработана (или даже вымочена) в минеральном консерванте сложного состава. По мнению исследователей, в нем и заключается секрет прекрасного звука старых скрипок.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.