Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Слушатели предпочли скрипкам Страдивари современные инструменты

Гвидо Рени (1606). Святая Цецилия (фрагмент)

Wikiart.org

Согласно распространенному стереотипу старые скрипки, сделанные итальянскими мастерами, например Страдивари или Гварнери, звучат лучше современных. Французские и американские исследователи выяснили, что это не так. Опытные слушатели после слепых тестов чаще выбирали современные, а не старинные инструменты. Об этом сообщает исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Начиная с начала XIX века, большинство известных скрипачей предпочитали играть на старых скрипках, сделанных в 1550-1750 годах итальянскими мастерами, например, Страдивари и Гварнери. Считалось, что качество звучания этих инструментов не могут превзойти современные скрипки. Исследователи называли разные причины такой исключительности, в том числе состав лака, которым покрывали инструмент, состав смеси, которую мастера использовали для обработки дерева, и наконец само дерево, на свойства которого повлиял малый ледниковый период, один из пиков которого пришелся на XVII-XVIII века.

Однако предыдущие исследования авторов статьи, опубликованные в 2012 и 2014 годах (1, 2), показали, что скрипачи, которые участвовали в слепом тесте и должны были выбрать лучший инструмент по акустическим характеристикам, удобству игры на нем и общему впечатлению, в большинстве случаев выбирали новые скрипки, а не инструменты работы Страдивари или Гварнери. В новом исследовании ученые подключили к экспериментам слушателей, которым предлагали оценить качество звучания старых и новых скрипок.

Ученые провели два слепых теста (то есть испытуемые не знали, старую или новую скрипку они слушают в данный момент). Один эксперимент проводился в Париже, в концертном зале на 300 мест, другой — в Нью-Йорке, в зале на 860 мест. Так как звучание срипки можно в полной мере оценить только в большом помещении, исследователи выбирали для экспериментов полноценные залы. В парижском прослушивании принимали участие 55 «опытных» слушателей — музыкантов, скрипичных мастеров, музыкальных критиков, аудиофилов, композиторов и акустиков. Для них (загороженные экраном) играли семеро скрипачей; для эксперимента отобрали три современных инструмента и три старых скрипки, две из которых были сделаны Страдивари. Также в некоторых экспериментах вместе со скрипачом-солистом играл оркестр. В нью-йоркском эксперименте участвовали 82 человека, три четверти из которых тоже были музыкантами и изготовителями инструментов. Три старых и три новых инструмента «тестировали» перед публикой два скрипача. Участникам обоих экспериментов предлагалось сравнить качество звучания нескольких пар скрипок (исследователи подбирали пары «новый-старый» инструменты) и оценить его по нескольким параметрам, в том числе, по силе звука, его громкости и полетности (способности распространяться на большие расстояния).

Участники обоих экспериментов, вне зависимости от музыкального опыта и рода занятий, предпочитали современные инструменты. Также не играло роли, слушали ли они скрипки соло или в сопровождении оркестра. Интересно, что мнения слушателей совпали с мнением скрипачей: в предыдущем исследовании авторов статьи шесть из десяти музыкантов в ответ на вопрос «какую из скрипок вы бы выбрали для следующего гастрольного турне» выбрали современный инструмент.

Недавно химики из Тайваня провели исследование древесины, из которой были сделаны несколько скрипок Страдивари и Гварнери, и выяснили, что она была обработана (или даже вымочена) в минеральном консерванте сложного состава. По мнению исследователей, в нем и заключается секрет прекрасного звука старых скрипок.