Фармакологическая регуляция дофамина изменила восприятие музыки

Получение удовольствия от музыки можно регулировать с помощью фармакологического воздействия на выработку дофамина, сообщают ученые в новой статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. С помощью предшественника и антагониста дофамина им удалось увеличить и уменьшить удовольствие добровольцев от прослушивания приятной музыки, а также отрегулировать их стремление заплатить за ее прослушивание деньги.

Система вознаграждения головного мозга человека может быть активирована не только биологическими стимулами (например, едой и сексом), но и более сложно устроенными эстетическими стимулами. Среди них может быть, к примеру, просмотр фильмов или прослушивание музыки. Исследования показывают, что при прослушивании любимой музыки активируется входящая в состав системы вознаграждения дофаминергическая система головного мозга. Тем не менее, все проведенные исследования использовали методы нейровизуализации и стимуляции: с одной стороны, такие методы могут указать на активацию мозговых структур, входящих в дофаминергическую систему, но не позволяют сделать точных выводов об участии в этом процессе именно дофамина (система может активироваться и с помощью сторонних нейромодуляторов).

Ученые под руководством Лауры Феррери (Laura Ferreri) из Барселонского университета решили проверить участие дофамина в процессе наслаждения любимой музыке, регулируя его работу фармакологически: либо с помощью леводопы (препарат-предшественник дофамина, повышающий его концентрацию в ЦНС), либо с помощью рисперидона (антипсихотический препарат, антагонист дофаминовых рецепторов). 

Во время эксперимента добровольцам (всего в исследовании приняли участие 27 человек) в течение 20 минут включали музыку: популярные песни, выбранные экспериментаторами, и песни, выбранные самими участниками. Реакция на песни оценивалась с помощью измерения электрической активности кожи (такой метод часто используется для оценки получения удовольствия, так как позволяет отследить появление так называемых «мурашек»), а также с помощью опроса: каждый участник оценивал удовольствие, полученное от песни, и сообщал исследователям, готов ли он купить эту песню, чтобы слушать ее и далее, и сколько готов за это заплатить.

Каждый участник поучаствовал в эксперименте трижды: в разные дни перед прослушиванием музыки ему давали либо леводопу, либо рисперидон, либо плацебо — таблетки лактозы. 

Ученые выяснили, что, по сравнению с плацебо, использованные в исследовании препараты повлияли на оценку прослушиваемой музыки: при использовании леводопы участники выше оценивали свою реакцию от песни, предлагали за них больше денег, а электрическая активность их кожи была выше. Использование рисперидона привело к обратному результату.

Авторы работы пришли к выводу, что дофамин играет ведущую роль в получении удовольствия от прослушивании музыки, причем как снижение, так и повышение положительной реакции в зависимости от уровня дофамина указывает на причинно-следственную связь. Проведенное исследование очень важно для исследования получения удовольствия от абстрактных стимулов: в будущем также необходимо изучить, сохраняется ли подобный эффект при использовании других небиологических стимулов удовольствия.

Один из авторов работы — канадский исследователь Роберт Заторре (Robert Zatorre) — уже много лет занимается исследованиями восприятия музыки. Среди его недавних работ — исследование, посвященное улучшению аудиторно-моторных связей головного мозга в процессе обучения игре на виолончели, а также эксперимент, результаты которого указали на то, что музыкальное образование помогает эффективнее различать речь на фоне шума.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Виртуальная реальность облегчила взятие крови из вены у детей

Детям предложили поиграть во врачей