Канадские ученые изучили роль дофаминергических путей в получении субъективного удовольствия от прослушивания музыки, применив методы неинвазивной стимуляции головного мозга. Исследователи выяснили, что стимуляция участка префронтальной коры, участвующего в системе вознаграждения головного мозга, способна повысить уровень удовольствия от прослушивания музыки, в то время как ингибирование — наоборот, снизить. Статья опубликована в журнале Nature Human Behaviour.
Система вознаграждения (совокупность структур головного мозга, отвечающая за получение удовольствия от внешнего или внутренного стимула, а также за желание и мотивацию его получения) устроена достаточно сложно: она может быть активирована не только с помощью основных вознаграждений (например, еды, напитков и телесных контактов), но и более абстрактных — например, при прослушивании музыки. Тем не менее, до сих пор не было получено прямых доказательств того, что внешние «эстетические» слуховые стимулы способны активировать систему вознаграждения в той же мере, что и базовые приятные стимулы: большинство подобных исследований были проведены при помощи методов нейровизуализации, что в данном случае позволяет говорить только о корреляционной связи между стимулом и активностью головного мозга.
Группа канадских ученых под руководством Роберта Заторре (Robert J. Zatorre) из Университета Макгилл (Канада) изучила изменение субъективного восприятия музыкальных отрывков при возбуждении или ингибировании дофаминергической системы. Для этого ученые использовали метод неинвазивной стимуляции головного мозга — транскраниальную магнитную стимуляцию (сокращенно ТМС). Ученые использовали три протокола стимуляции (возбудительную, ингибирующую и контрольную) и стимулировали дорсолатеральную часть префронтальной коры в левом полушарии. Этот участок мозга входит в мезолимбический путь дофаминергической системы головного мозга, связанный с получением удовольствия, а также регулирует уровень дофамина — одного из главных нейромедиаторов системы вознаграждения мозга. Исходя из этого ученые предположили, что возбудительная стимуляция (по сравнению с контрольной) повысит субъективное удовольствие от прослушивания музыки, в то время как ингибирующая — наоборот, снизит.
В эксперименте приняли участие 17 человек без музыкального образования. Каждый из них прослушивал 45-секундные отрывки как из своих любимых песен (их названия они предоставили экспериментаторам), так и из песен, выбранных авторами исследования. В качестве субъективного параметра получения удовольствия от музыки ученые взяли три параметра. После каждого музыкального отрывка участников, во-первых, просили оценить по шкале от одного до четырех, насколько им нравится композиция. Вторым параметром была электрическая активность кожи (ЭАК), которая используется в качестве показателя активности вегетативной нервной системы. Наконец, ученые также попросили участников оценить свое желание купить полную песню после прослушивания выбранного экспериментаторами отрывка на свои деньги — и это также было использовано как дополнительный параметр желания стимула и мотивации к его получению. Каждый участник проходил эксперимент в течение трех дней — каждый день с применением разных протоколов стимуляции.
Исследователи выяснили, что разница в параметрах получения удовольствия при разных протоколах стимуляции (в сравнении с контрольным) существенна (p < 0,05) как для субъективной оценки и желания слушать мелодию далее, так и для более объективного параметра кожной активности: например, при возбудительной стимуляции желание приобрести полную версию песни у участников было на 20 процентов выше, чем при контрольной стимуляции, и на 40 — чем при ингибирующей.
Таким образом, ученые показали, что удовольствие от получения слухового стимула, а также желание его дальнейшего получения могут быть отрегулированы при помощи стимуляции участков мозга, участвующих в производстве нейромедиатора дофамина. Это, в свою очередь, указывает на прямое участие дофаминергической системы в процессе обработки субъективно приятного эстетического стимула — любимой музыки.
Ученые применяют ТМС для изучения и других паттернов поведения человека: например, воздействием на ту же дорсолатеральную часть префронтальной коры можно регулировать половое влечение. О том, как магнитная стимуляция помогает повысить уверенность в себе, читайте здесь.
Елизавета Ивтушок
И чаще выбирали секретную награду вместо известной
Человеческие дети более любопытны, чем орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо. К такому выводу пришли американские исследователи, когда провели эксперименты с большими человекообразными обезьянами и детьми от трех до пяти лет. В них обнаружилось, что в условиях неопределенности дети чаще выбирают непрозрачную чашку с неизвестной наградой вместо прозрачной чашки, содержимое которых можно увидеть. А обезьяны — наоборот. Работа опубликована в PLoS ONE.