Американские ученые обнаружили, что стимуляцией центра награды мозга можно регулировать либидо (половое влечение) людей, и степень их удовольствия от секса. Результаты работы опубликованы в журнале PLoS ONE.
Нарушения функций системы награды мозга (отвечающей за чувства удовлетворения и удовольствия), в частности повышенная чувствительность к удовольствиям, лежит в основе многих психопатологий, таких как расстройства настроения, зависимости и другие. Они влияют на импульсивность и отношение к риску, что особенно важно применительно к половому поведению, поскольку оно может иметь негативные последствия в виде заболеваний, нежелательной беременности и социальных проблем.
Как показали предыдущие исследования, активность определенных участков коры мозга можно регулировать методом транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), при которой с помощью электромагнитных катушек, подведенных к голове, на кору в разных режимах подаются магнитные импульсы определенной частоты. В экспериментах ТМС успешно использовали для уменьшения ангедонии и депрессии, а также тяги к табаку, алкоголю, кокаину и пище. Как было показано, ТМС левой дорсолатеральной префронтальной коры (ЛДЛПФК), тесно связанной с системой награды мозга, способна регулировать уровень ее нейромедиатора дофамина в гипокампе, прилежащем ядре, покрышке и полосатом теле, что влияет на эмоциональное ожидание от потенциальных позитивных стимулов.
Разновидность ТМС под названием тета-импульсная стимуляция (ТИС, совпадает по частоте с тета-волнами мозга) в зависимости от режима имеет противоположное влияние на активность коры мозга: импульсная ТИС (600 импульсов в течение 190 секунд с 10-секундными перерывами) повышает ее, а длительная (600 импульсов в течение 40 секунд непрерывно) — снижает.
Сотрудники Университетов Калифорнии и Питтсбурга провели стимуляцию ЛДЛПФК в разных режимах 20 гетеросексуальным добровольцам обоих полов, у которых было не менее двух половых партнеров в течение последнего года (показатель сексуальной активности и рискованного поведения). После этого на их половых органах закрепили вибрационные стимуляторы и кратковременно демонстрировали различные фигуры на экране, сообщив, какой продолжительности включения стимулятора (от 0,5 до 5 секунд) они соответствуют. Когда после демонстрации определенной фигуры на экране кратковременно появлялся сплошной квадрат, они должны были успеть нажать на кнопку. Если им это удавалось, после небольшой паузы стимулятор включался на соответствующее время. В то же время у добровольцев с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) регистрировали альфа-волны мозга, интенсивность которых снижается при половом или психомоторном возбуждении и повышается в его отсутствие.
Весь эксперимент повторили, используя вместо сексуальной стимуляции денежное вознаграждение, сумма которого также зависела от фигуры на экране.
Выяснилось, что ТИС ЛДЛПФК в режиме активации значительно усиливала возбуждение (о чем судили по подавлению альфа-волн) как во время паузы (ожидания сексуальной стимуляции), так и во время получения награды. ТИС в режиме подавления имело противоположное действие. Денежное вознаграждение выраженного эффекта не производило.
Последующий опрос участников показал, что степень изменения их альфа-волн (то есть половая возбудимость) в ходе эксперимента коррелировала с числом оргазмов, которые они испытали на выходных после участия в исследовании. Существенных побочных эффектов стимуляции не наблюдалось.
Таким образом, ТИС способна модулировать чувствительность к ожиданию (то есть половое влечение) и получению (то есть удовольствие от секса) полового удовлетворения и может стать новым способом лечения расстройств полового влечения, заключили авторы.
В настоящее время ТМС одобрена в США для лечения большого депрессивного расстройства, устойчивого к действию лекарств. В экспериментах ее применяют для лечения нейропатической боли, спастических расстройств и некоторых других заболеваний.
Олег Лищук
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.