Загрузка галереи
Представление более полезных, но не очень аппетитных продуктов рядом с менее полезными, но вкусными, может повысить шансы на то, что потребитель выберет более здоровую опцию. Это выяснили американские ученые, которые провели эксперимент, в ходе которого просили участников оценить полезность и вкусовые качества продуктов, а затем выбрать один из них, меняя другие продукты в его окружении. Статья опубликована в журнале Psychological Science.
С целью снизить число людей с ожирением рестораны быстрого питания и сети супермаркетов вводят новые, более полезные опции (например, салаты, сэндвичи с цельнозерновым хлебом или напитки без сахара), а также предоставляют информацию о пищевой ценности продуктов в меню или на упаковке. Тем не менее, исследования потребительского рынка показывают, что подобная политика не сильно влияет на пищевые привычки людей.
Одним из объяснений неэффективности использования здоровых опций в меню может быть то, что обычно они отображаются отдельно, из-за чего могут (например, в ресторане быстрого питания) казаться потребителям не такими желаемыми, как остальные опции из основного меню. Для того, чтобы проверить, как разное представление полезной и вкусной еды влияет на пищевое поведение людей, психологи из Университета Дьюка под руководством Николетт Салливан (Nicolette Sullivan) провели эксперимент, в ходе которого 79 участникам необходимо было сделать выбор в пользу тех или иных продуктов. Часть представленных продуктов относилась к здоровой пище (например, консервированный тунец или грейпфрут), а часть — к вредной (шоколадный батончик или печенье).
В начале эксперимента участников попросили оценить каждый продукт по двум пятибалльным шкалам: насколько представленный продукт полезный и насколько он желанный (то есть вкусный) по мнению участников. Затем продукты показывали в паре, предлагая участникам выбрать один из них: в соответствии с их оценкой в половине случаев участникам показывали два продукта, один из которых был вкуснее, но менее полезным, чем другой. После этого участникам показывали уже две пары продуктов: в одном случае вкусные и не очень полезные и полезные, но не очень вкусные продукты сочетали с невкусными, но полезными продуктами, а в другом — со вкусными, но не очень полезными. К примеру, если участник посчитал печенье и шоколадный батончик вкусными, но не очень полезными, а консервированный тунец и рубленый шпинат — полезными, но не очень вкусными, в первом случае ему нужно было выбрать между либо тунцом и шпинатом и печеньем и шпинатом, а во втором — тунец с шоколадкой или печенье с шоколадкой. В качестве предпочтения того или иного продукта ученые измерили долю его выбора, а также проанализировали движения глаз в сторону определенных продуктов, записанные с помощью айтрекера.
Загрузка галереи
В качестве дополнительного условия половине участников перед началом эксперимента также рассказали о пользе здорового питания, а другой половине — о том, как хороша вкусная еда. Несмотря на это в большинстве случаев участники — когда им необходимо было выбрать одну еду из двух — выбирали ту, которую считали вкуснее. Интересно, что в том случае, когда полезная, но не очень вкусная еда была представлена в окружении вкусной, но не очень полезной еды, ее выбирали примерно на 30 процентов чаще, чем в случае, когда она была представлена в окружении такой же еды и одной дополнительной, более вкусной опции. Такое поведение не зависело от того, в какой группе находились участники: в той, которой рассказывали о важности пользы, или той, которой рассказывали о важности вкуса. Кроме того, в случае, когда полезная, но не очень вкусная еда, была окружена более вкусными, но не очень полезными опциями, участники также дольше смотрели на нее.
Загрузка галереи
Результаты работы могут иметь важное практическое значение. В ресторанах и продуктовых магазинах полезная еда чаще всего находится отдельной от всей остальной еды. Ученые показали, что это может быть не самой удобной стратегией для изменения пищевых привычек населения: по их мнению наиболее удобное и эффективное решение — «разбавлять» легкодоступные нездоровые опции более полезными, например, помещая нарезанную морковь рядом с чипсами, а фрукты — рядом с шоколадными батончиками.
На поведение потребителей может повлиять не только вкусовые предпочтения, но и немедленные желания получить определенную еду. В прошлом году ученые выяснили, что такая тяга к определенному продукту выражается в готовности заплатить за него больше рыночной цены.
Елизавета Ивтушок
Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них. В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток. Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев. Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05). Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке. Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее). Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p