Китайские разработчики завершили проектирование и первый этап стендовых испытаний перспективного комбинированного гиперзвукового двигателя. Как пишет Global Times, теперь специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института авиации в Чэнду приступили к этапу монтирования силовой установки на летающую платформу для проведения летный испытаний.
В настоящее время создание гиперзвуковых летательных аппаратов сопряжено с несколькими сложностями. Одной из главных является создание двигателя, который мог бы разгонять такой летательный аппарат от нуля километров в час до скорости гиперзвука (более пяти чисел Маха). Дело в том, что существующие сегодня разные виды двигателей могут работать только в своем относительно узком диапазоне скоростей.
В частности, двухконтурные реактивные двигатели, устанавливаемые на истребители, в силу своих конструктивных особенностей не могут разгонять самолет быстрее 2,2 числа Маха. В то же время, рабочие прототипы гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей начинают стабильно работать на скоростях полета более четырех чисел Маха.
Подробности проведенных испытаний новой комбинированной силовой установки не уточняются. Испытания установки проводились с конца 2017 года. По итогам первых этапов испытаний прототипа двигательной установки планируется создать полноразмерный демонстратор, летные испытания которого будут проведены не позднее 2025 года.
Разработкой новой установки, в китайских СМИ упоминаемой как TBCC (Turbine-Based Combined Cycle, комбинированный цикл на основе турбины) или TRRE (Turbo-aided Rocket-augmented Ram/scramjet Engine, турбированный ракетно дополненный прямоточный воздушно-реактивный/гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель), занимается Исследовательский институт машинного оборудования в Пекине.
Эта установка сможет разгонять летательный аппарат от нулевой скорости до десяти чисел Маха. В TRRE под единым корпусом размещены турбореактивный, ракетный и прямоточный воздушно-реактивный двигатели. Они имеют общие воздухозаборник и сопло с изменяемыми в зависимости от скорости полета и включенного двигателя сечениями.
Внутри корпуса три типа двигателей отделены друг от друга, а воздушный поток между ними будет переключаться во время полета. Все двигатели будут работать на авиационном керосине. В ракетном двигателе в качестве окислителя для керосина будет использоваться жидкий кислород.
Предполагается, что во время разгона и на первом этапе полета в новом двигателе будет задействована низкоскоростная турбореактивная часть. Благодаря ей двигатель сможет разгонять летательный аппарат до двух чисел Маха. После этого воздуховод к турбореактивной части будет перекрываться, а воздушный поток будет переключаться на прямоточную воздушно-реактивную часть.
В ней набегающий поток воздуха будет сжиматься за счет сужения воздуховода и поступать в камеру сгорания с прямым впрыском топлива. Прямоточный двигатель получит воздуховод с изменяемым сечением, благодаря чему сможет стабильно работать как на сверхзвуковой, так и на гиперзвуковой скорости.
На сверхвуковой скорости работе прямоточного двигателя будет помогать ракетный двигатель. На этом этапе силовая установка будет обеспечивать разгон до шести чисел Маха. После шести чисел Маха ракетный двигатель будет отключаться, а прямоточный воздушно-реактивный двигатель — переходить в гиперзвуковой режим с дополнительной подачей в камеру сгорания жидкого кислорода.
Василий Сычёв
Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2025 год
Американская компания Joby Aviation получила разрешение от Федерального управления гражданской авиацией США на проведение летных испытаний первого серийного прототипа полностью электрического аэротакси, собранного на собственной производственной линии компании в Калифорнии. После испытательных полетов прототип станет первым экземпляром аэротакси Joby Aviation, поставленным коммерческому заказчику. Их полноценное серийное производство и коммерческая эксплуатация станет возможна только после получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Калифорнийская компания Joby Aviation занимается разработкой электрического аэротакси уже больше десяти лет. Первые испытательные полеты полноразмерного демонстратора начались в 2017 году, а предсерийный прототип поднялся в воздух в 2019 году, пролетев за все время около 48 тысяч километров. В 2023 году компания подготовила к испытаниям серийный прототип аэротакси. Аэротакси Joby S4 — конвертоплан, с возможностью вертикального взлета и посадки. Из шести имеющихся у него электромоторов четыре располагаются на крыле и два на концах V-образного оперения. Внутри кабины оборудованы места для четырех пассажиров и одного пилота. Одно из ключевых преимуществ заключается в низком уровне шума. Например, в режиме висения он составляет всего 55 децибел. Аэротакси способно преодолеть более 240 километров на скорости свыше 320 километров в час. Недавно компания сообщила о том, что Федеральное управление гражданской авиации США выдало сертификат летной годности первому серийному прототипу аэротакси, собранному на производственной линии в Калифорнии. Компания планирует провести летные испытания и после их окончания передать в 2024 году этот экземпляр заказчику — базе ВВС Эдвардс. В дальнейшем Joby Aviation намеревается получить сертификат типа, открывающий дорогу к полноценному серийному производству аэротакси. Их коммерческая эксплуатация и поставки заказчикам ожидаются в 2025. Среди крупных партнеров Joby Aviation, например, американская авиакомпания Delta Airlines, которая планирует использовать парк аэротакси для быстрой доставки пассажиров в аэропорты. Ранее мы рассказывали о первом полете аэротакси другого производителя — компании Volocopter. В отличие от своего конкурента прототип VoloConnect построен по гибридной схеме с винтами для вертикального взлета и посадки, а также крылом и двумя двигателями для горизонтального полета.